Что делать, если авто хочется, да цена колется? Покупать из вторых (третьих, четвертых) рук! Но даже на уцененные авто в хорошем состоянии цены могут кусаться. Как не нарваться на аферистов и уберечь себя от покупки кота в мешке? С этими вопросами разобрался «Взгляд».
Не справились с кредитом
Отличный вариант – покупка залогового авто. Например, которое брали в кредит, но не смогли его выплатить.
«Покупатель может передать владельцу машины необходимую сумму для расчета с банком. Или, заплатив собственнику часть стоимости, переоформить на себя кредитные обязательства. Нужно удостовериться, что все договоренности владельца с банком оформлены правильно. А если автомобиль находится в совместном владении, например, супругами – обязательно проверить наличие письменного разрешения на продажу всеми собственниками», – поясняет советник главы Госинспекции по защите прав потребителей Михаил Стрельников.
Еще вариант: купить конфискованную по решению суда машину на аукционе. Но тут возможны проблемы со старыми владельцами: они могут через суд требовать признания сделки по продаже авто недействительной, мотивируя это несправедливой оценкой. Например, потому что оценщик не имел соответствующей лицензии.
Без документов
Объявлений о продаже авто б/д (без документов) в интернете – масса. Отдают их, как правило, за копейки. Но есть риск остаться вообще без руля.
«Восстановить документы – не проблема. Для этого владелец лишь должен получить выписки из соответствующих реестров. Но если продавец якобы не успел их оформить, а деньги надо срочно, лучше держаться от него подальше», – рекомендует Стрельников.
Такой автомобиль либо угнан, либо завезен в страну контрабандой. В лучшем случае, его можно будет продать на детали.
Требует «растаможки»
Купить десятилетнего «немца» по цене автомобиля времен перестройки? Без проблем! Правда, с небольшой пометкой: «не растаможен». Ездить на таком авто по территории страны можно лишь 2 месяца. Потом придется обращаться на таможню и тратить уйму времени, а главное – денег, чтобы сделать авто «украинским».
Правда, и тут нашли лазейки. Если вы работник иностранной компании, которой это самое авто и принадлежит, растаможивать не надо. А в интернете полным-полно «бизнесменов», готовых помочь с фиктивным оформлением на работу за рубежом. Но эксперты в один голос убеждают: поддаваться на соблазн не стоит!
«Это риск остаться без автомобиля: заплатить за растаможку гораздо проще, чем дрожать при виде патрульных машин. К тому же владельцу придется раз в год покидать территорию страны на авто», – предупредил правозащитник Владимир Караваев.
Кстати, и сама машина официально не будет вашей: она станет собственностью какой-либо компании. А значит, продать авто или оформить гендоверенность будет невозможно.
Двойники
Есть и еще один способ обойти таможню: его наши земляки придумали вместе с нечистыми на руку сотрудниками МРЭО.
«Из Европы пригоняют массу автомобилей, и за взятки оформляют настоящие техпаспорта. Такие машины, как правило, являются клонами уже существующих – у них совпадают марка, цвет, год выпуска, иногда даже номера. Только владельцы разные. Если один из таких „близнецов“ замешан в уголовном деле, выплывает и его клон. Тогда выясняется, что вторая машина – это „серый импорт“. Авто, по сути, становится грудой железа, ведь законных оснований на нем ездить нет», – говорит директор фирмы «Авто-юрист» Виктор Данченко.
«Утопленницы» и «убицы»
Многие суеверные водители даже за бесценок не купят машину с «темным» прошлым. Но скрыть следы «преступления» не так-то просто. «Для начала нужно проверить углы установки автомобильных колес (развал-схождение). Если машину ударили, раму могло повести, из-за чего колеса стали под разным углом», – говорит оценщик автомобилей Степан Ковачов.
Если машина сбивала человека или врезалась в дерево, обязательно останутся следы на кузове или двери. Даже если их выровняли и покрасили, истину вскроет спецприбор, определяющий толщину краски (на месте вмятин она лежит слоем в 1 мм, в других местах – 3 микрона).
Идентификационные коды на всех стеклах должны быть одинаковые. По ним определяется год выпуска авто. Код отличается – значит, стекло заменяли.
«„Утопленницу“ можно определить по коррозии металла на днище под ковриками. Она видна, даже если машину перекрасили. Также рекомендую проверять, соответствует ли пробег машины заявленному продавцом. На вторичном рынке обычно скручивают спидометр, чтобы показать меньший пробег. Но действительный износ может выдать потертая ручка переключения скоростей и педали», – говорит эксперт.
История из жизни
Киевлянам Татьяне и Дмитрию Домовским еле удалось спасти свой «Форд Мондео» из плена штрафплощадки. «Мы купили эту машину, соблазнившись ценой – 36,5 тысяч гривен, тогда как другие подержанные „Мондео“ продавали за 42-44 тыс. Попросили знакомую в ГАИ „пробить“ авто по базе. Машина была в порядке, номера на кузове и двигателе совпадали с указанными в техпаспорте, поэтому решили брать. Продавец упросил купить „Форд“ по гендоверенности, мол, нет времени на оформление. Мы согласились – отдали деньги и разошлись. Когда через 3 месяца решили переоформлять машину на себя, в МРЭО ее полностью обследовали и обнаружили деталь от угнанного автомобиля. Номера на ней были перебиты. Машину тут же забрали на штрафплощадку до выяснения обстоятельств. Мы были в шоке», – рассказывает Татьяна. Семье пришлось пройти через все круги бюрократического ада, чтобы через полгода получить своего железного коня обратно. Экспертиза сомнительной детали показала, что номера на ней были перебиты несколько лет назад. Таким образом, новые владельцы никак не могут быть замешаны в скупке краденого. Теперь Домовским разрешено ездить на машине, но права продать ее они не имеют.
«Ни в коем случае нельзя покупать машину по генеральной доверенности. У вас запросто могут ее отобрать, и вы ничего не докажете, – комментирует ситуацию Степан Ковачов. – Лучше не пожалейте 200 гривен и закажите экспертную проверку машины в ГАИ, идентификацию номеров всех агрегатов».