12:27

понедельник,
14 июня

Уголь должен приносить прибыль

23.01.2014 / 13:51
Уголь должен приносить прибыль
Правительство решилось-таки выставить на приватизацию ряд государственных шахт

В 2014 году правительство Украины решилось-таки выставить на приватизацию ряд государственных шахт. Решение это не сиюминутное и давалось госчиновникам тяжело, хотя и было предусмотрено еще в Программе экономических реформ на 2010-2014 гг. Власти Украины рассчитывают, что сокращение доли госпредприятий в экономике страны увеличит потенциал роста отечественного ВВП. А десятки угольных предприятий, получив частных владельцев, вместе с ними получат и необходимое качество управления активами и инвестиции в модернизацию и развитие.

К сожалению, за прошедшие 4 года с момента оглашения Программы, ни одному государственному угольному предприятию не удалось выйти не то что на прибыльность, а даже на покрытие себестоимости добычи своей угольной продукции. В 2013 году эта разница уже превысила 850 грн. на тонне. За январь-декабрь 2013 года цена 1 тонны товарной угольной продукции составила 493,1 гривен, в то время как фактическая ее себестоимость дошла до 1 352,7 гривен. Эту разницу приходится покрывать за счет государственных дотаций. Причем господдержка угольного сектора позволяет всего лишь обеспечивать выплату заработной платы шахтерам и оплачивать потребленную шахтами электроэнергию. Однако даже при таком раскладе рост дотаций с каждым годом составляет несколько миллиардов гривен. В 2013 году на эти цели было направлено 15,2 млрд. грн, в 2012 – 14,6 млрд. грн, в 2011 – чуть меньше 10 млрд. грн. Ни о каком развитии и модернизации производства при таких раскладах речь не идет.

После приватизации шанс на достойную работу и развитие получит практически половина всех государственных шахт. Согласно приказу Фонда госимущества №150 от 20 января 2014 года на приватизацию будут выставлены государственные шахты, расположенные в Донецкой, Луганской, Львовской области и на Волыни. В двух последних областях под приватизацию попадают все госшахты.

Итак, документом предусмотрена продажа 100% акций ПАО «Шахтоуправления «Донбасс", структурных подразделений ГП "Орджоникидзеуголь" (шахты "Ольховатская", "Углегорская", "Булавинская", "Енакиевская", "Полтавская", "им.К.Маркса"), ряда подразделений ГП "Макеевуголь" (ш/у "им.Ленина", "им.Кирова", шахт "Бутовская", "Чайкино", "Северная", "им.Бажанова", "Калиновская-Восточная"), ш/у "Волынское" ГП "Торезантрацит".

А также обособленные подразделения ГП "Донецкая угольная энергетическая компания" (шахты "им.Абакумова", "им.Калинина", "Октябрьский рудник", "им.Челюскинцев"), подразделения ГП "Красноармейскуголь" (шахты "Стаханова", "Центральная", "Димитрова"), ш/у "им.17 партсъезда" ГП "Шахтерскантрацит", структурные подразделения ГП "Артемуголь" (шахты "им.Ленина", "им.Калинина", "им.Румянцева", "им.Гаевого") и шахта "Заря" ГП "Снежноеантрацит".

В приватизационный перечень включены 100% акций ПАО "Лисичанскуголь", подразделения ГП "Первомайскуголь" (шахты "Ломоватская", "Золотое", "Карбонит", "Первомайская", "Тошковская"), подразделения ГП "Донбассантрацит" (шахты "Миусинская", "Новопавловская", "Княгинивская", "Краснолучская", "Краснокутская", "Хрустальская", "им.Известий"), подразделения ГП "Луганскуголь" (шахты "Черкасская", "Вергеливская", "им. XIX съезда КПСС", "Фащевская", "Лутугинская", "Никанор-Новая", "им.Артема").

В перечень ФГИ также вошли подразделения ГП "Волыньуголь" (шахта №9 "Нововолынская", шахта "Бужанская", ш/у "Нововолынское"), подразделения ГП "Львовуголь" (шахты "Великомостивская", "Червоноградская", "Видродження", "Лисова", "Межиречанская", "

Зарична").

Правильность курса правительства на разгосударствление угольных предприятий подтверждается показателями роста добычи угля и улучшением других экономических показателей на шахтах после их приватизации. В качестве примера можно взять компанию ДТЭК. Она была создана в 2005 году для управления энергетическими активами группы "СКМ" (Донецк) Рината Ахметова. Тогда ей были делегированы функции по стратегическому управлению предприятиями группы, составляющими вертикально интегрированную цепочку по добыче и обогащению угля, производству и реализации электроэнергии. ДТЭК взяла курс на целенаправленное наращивание добычи угля на своих предприятиях, внося посильный вклад в общий угольный баланс, согласно планам украинского правительства. Уже в 2012 году добыча отечественного угля увеличилась на 4,8%, или на 4 млн тонн в товарном эквиваленте, по сравнению с 2011 годом – до 85,946 млн тонн. При этом доля подконтрольных энергохолдингу "ДТЭК" шахт в общем объеме угледобычи страны составила 46,2%. По результатам 2013 года она может составить уже 49%, даже несмотря на общее падение добычи.

По данным Госстата в 2013 году добыча угля предприятиями всех форм собственности уменьшилась на 2,6%, до 83,697 млн тонн - или на 2,218 млн тонн по сравнению с 2012 годом. При этом, доля энергетического угля уменьшилась на 1,8%, или на 1,120 млн тонн до 59,973 млн тонн, добыча коксующегося угля уменьшилась на 4,4% или на 1,099 млн тонн до 23,725 млн тонн. Основное падение добычи пришлось именно на государственные шахты: добыча угля предприятиями, подчиненным Минэнерго, уменьшилась на 1,2%, или на 0,284 млн тонн до 24,147 млн тонн угля по сравнению с 2012 годом. Из них доля энергетического угля уменьшилась на 1,6%, или на 0,287 млн тонн до 17,381 млн тонн, добыча коксующегося угля уменьшилась на 6,1% или на 0,443 млн тонн до 6,766 млн тонн. Следует отметить, что именно коксующийся уголь является наиболее востребованным на рынке. Даже несмотря на то, что он уступает по показателям качества зарубежным аналогам, украинские металлурги готовы его покупать при взаимном согласовании цены. Стоимость отечественного коксующегося угля, в отличие от энергетического, составляет порядка 1000 грн за тонну.

Запасы угля в Украине являются стратегической основой энергонезависимости страны. По данным различных международных организаций, использующиеся сейчас в экономике Украины категории углей составляют 34 млрд тонн, это почти 4% мировых запасов. При нынешних темпах и условиях их потребления этих запасов хватит на 460 лет. Однако добыча углей должна вестись максимально эффективными методами, потому что в противном случае снижается экономическая целесообразность их добычи. Поэтому так важен приток частных инвестиций в отрасль. Ведь только техническое перевооружение шахт, основные фонды которых изношены на 80%, позволит не только рентабельно добывать уголь, но и резко увеличить объемы его добычи в случае стратегической необходимости.

Кроме того, стоит напомнить о том, что Донбасс имеет колоссальные запасы метана (около 13 триллионов кубических метров), которые практически не используются, но могут быть освоены частными компаниями, решившими купить шахты. Перспективы необъятные: на сегодня две трети ныне работающих украинских шахт относятся к «сверхкатегорийным» по опасности взрыва метана, а треть — по угольной пыли. Поэтому скорейшее техническое перевооружение этих производств и рост инвестиций в системы безопасности — это не только задача по спасению здоровья и жизни шахтеров, но и развитию экономики угольных предприятий.

На сегодня, падение добычи угля в Украине указывает на один отрицательный факт: идет снижение спроса на уголь на рынке страны. Не последнюю роль в этом играет тот факт, что потребители Украины не знают, куда еще его можно применить, кроме сжигания на ТЕС и в бытовых печах. Это очень убыточно в нынешнем виде. Поэтому Госкомпания "Уголь Украины" предлагает поднять спрос на уголь за счет строительства заводов по газификации угля. В таком виде можно будет значительно расширить сферу применения угля и снизить стоимость топливной составляющей на различных топливных станциях страны. Украина в 2013 году провела предварительные договоры с Китаем о строительстве заводов по производству топлива из газифицированного угля. К лету 2014 года должны подготовить соответствующие ТЭО по строительству заводов.

Впрочем, приватизация шахт тоже обозначена законодательными ограничениями, которые были приняты в марте 2012 года Законом №9412 «Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий». Основным из требований является следующий пункт: «Продажа угольного объекта на аукционе может быть объявлена трижды. В случае отсутствия заявок на первом аукционе начальная цена приватизации может быть снижена сначала на 30%, а потом и на 50%. Если аукционы не состоятся, угледобывающие предприятия могут быть переданы на продажу на инвестиционном конкурсе».

Но даже эти условия не снижают ответственности инвесторов на угольных шахтах. С победителем аукциона или конкурса заключается договор купли-продажи, в котором фиксируются обязательные условия приватизации, в число которых входят обязательства по техническому переоснащению шахт, а также обеспечение фиксированных объемов угледобычи и ежегодное привлечение на предприятия оговоренных в договорах купли-продажи объемов инвестиций. Законопроект ограничивает срок действия обязательных условий для инвестора, помимо мобилизационных и экологических заданий, пятью годами.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
14 июня
13 июня