Итоги приватизации «Лугансктепловоза» дают о себе знать: предприятие снова демонстрирует впечатляющие результаты года. Благодаря поставкам в Россию объем реализации в 2013 году вырос более чем в полтора раза, а в будущем у завода есть шансы поучаствовать в масштабной программе обновления парка не только «Укрзализныци», но и «РЖД».
По итогам 2013 года ПАО «Лугансктепловоз», вошедшему в структуру российского «Трансмашхолдинга» в 2010, удалось полностью реализовать задачу, поставленную руководством 12 месяцев назад. Предприятие увеличило объем производства в денежном выражении на 75% по сравнению с 2012 годом – более чем до 3 млрд грн.
При этом, как сообщил гендиректор завода, объем производства декабря превысил прошлогодний уровень более чем в 2,8 раза. По его словам, в прошлом году заказчикам было отправлено 184 секции тепловоза 2ТЭ116У, 66 секций тепловоза 2ТЭ116УД, девять секций тепловоза 3ТЭ116У, а также четыре секции магистрального электровоза 2ЕЛ4.
«На фоне других предприятий мы выглядим как исключение благодаря поддержке нашего главного акционера и инвестора — компании «Трансмашхолдинг», обеспечивающей завод стабильно высокими заказами на поставку локомотивов для Российских железных дорог (РЖД)», - цитирует пресс-служба завода слова его гендиректора Павла Ценека.
Помимо выполнения экспортных контрактов, предприятие работало также и на интересы внутреннего заказчика. В сотрудничестве с Новочеркасским электровозостроительным заводом было произведено четыре секции магистрального электровоза 2ЕЛ4 для потребностей «Укрзализныци».
«Это лучший показатель предприятия за последние 12 лет. Такой результат можно объяснить именно весьма крупным заказом «Российских железных дорог», - соглашается с гендиректором эксперт по машиностроению Инна Перепелица. Она напомнила, что еще в Советском Союзе машиностроение строилось по принципу, согласно которому каждое предприятие специализируется на определенном виде продукции. «Лугансктепловоз» производит магистральные тепловозы именно потому, что они нужны РЖД, которые входят в тройку крупнейших железных дорог мира по протяженности и объёмам грузовых перевозок. Такое масштабное хозяйство всегда требует планового обновления», - рассказывает Перепелица.
Это обновление, напоминает эксперт, было отложено во время перестройки, но начиная с 2004 года ситуация начала меняться.
«То же самое касается и других железных дорог стран СНГ, в частности, также крупнейших в этом регионе дорог Украины и Казахстана», - говорит она. Именно эти страны имеют предпосылки для того, чтобы стать крупнейшими заказчиками железнодорожной техники в СНГ еще на многие годы вперед, хотя первенство здесь, конечно, будет принадлежать РЖД.
Эксперты отмечают, что РЖД ежегодно обновляет парк электровозов на 500‑700 единиц. Как ожидается, 332 единицы из них, или примерно две третьих требуемого объема, в следующем году изготовит луганское предприятие. Можно сравнить эти обороты с тем, как работал завод еще в 2012 году. Тогда за год главному заказчику было поставлено 162 секции тепловозов на 1,7 млрд грн. Общий объем производства на 70% превысил показатель 2011 года. Таким образом, если «Лугансктепловозу» удастся реализовать задачи, поставленные на 2014 год, это будет обозначать, что за 4 года произошел рост производства в 3,5 раза.
Детализируя планы на 2014 год, на заводе отмечают, что из 332 секций, которые планируется поставить в адрес РЖД, 220 единиц составят секции двухсекционного тепловоза 2ТЭ116У, 88 - секции тепловоза 2ТЭ116УД с силовой установкой General Electric и еще 24 секции трехсекционного тепловоза. Не забывают инвесторы предприятия и о новых разработках. Те, которые уже существуют на определенном этапе и над которыми планируется работать в 2014 году, - тепловоз ТЭ44 мощностью 6 тыс. лошадиных сил в секции, а также тепловоз типа 2ТЭ116У, работающий на сжиженном газе. Эта продукция также предусмотрена для нужд РЖД.
Стоит отметить, что одним из важных требований к инвестору во время приватизации «Лугансктепловоза» являлось обеспечение потребностей в подвижном составе главного внутреннего перевозчика, «Укрзализныци». Были времена, когда это требование могло бы показаться неуместным, поскольку украинские железные дороги долгие годы игнорировали отечественных производителей, да и любых других, по банальной причине – из-за нехватки средств на обновление стареющего парка. Однако совсем не давно ситуация изменилась: «Укрзализныця» всерьез заговорила о закупке больших партий локомотивов.
В августе 2011 года Кабмин утвердил «Программу обновления локомотивного парка железных дорог Украины на 2012-2016 гг.», согласно которой в пятилетний период необходимо заменить 509 физически и морально устаревших электровозов. Фактически тянуть уже стало некуда. По состоянию на начало августа 2013 года парк электровозов «Укрзализныци» составляет 1858 единиц. При нормативном сроке службы электровоза 30 лет, износ парка составляет свыше 90% при среднем возрасте почти 37 лет.
«Особенно остро стоит проблема с парком грузовых электровозов постоянного тока ВЛ8, которые практически отработали двойной нормативный срок эксплуатации, установленный заводом-изготовителем и эксплуатируются в настоящее время за счет запаса прочности основных несущих конструкций», - разъясняют ситуацию в «Укрзализныце».
Согласно тендеру, проведенному в прошлом году, госкомпания должна закупить на условиях финансового лизинга 70 грузовых электровозов серии 2ЕЛ5 и 230 электровозов серии 2ЕЛ4 производства ПАО "Лугансктепловоз". Еще 50 грузовых электровозов серии 2ЭС10 должны быть поставлены с завода ООО "Уральские локомотивы". Правда, судьба этого контракта остается неясной из-за нерешенного вопроса финансирования: на выполнение заказа требуется 1,35 млрд долл.
Линия, которой придерживались переговорщики от правительства при обсуждении условий тогда еще возможного контракта – локализация производства в Украине на уровне не менее 80-90%, а не поставка локомотивов с российских заводов «Трансмашхолдинга» (изначально инвестор настаивал на локализации не более 40%). Именно это условие дает сегодня гарантии того производственного и финансового роста, который закладывает в свою программу «Лугансктепловоз» на 2014 год. Правда, 80-90% - это лишь желаемый результат, достичь которого планируется в течение определенного периода времени (какого – договоренности не уточняют). Пока же часть комплектующих будет обеспечиваться российскими «дочками» ТМХ – в частности, тем же НЭВЗом, который тоже принадлежит «Трансмашхолдингу». Для того, чтобы иметь возможность выполнить крупнейший за последние годы заказ «Укрзализныци», «Лугансктепловозу» необходимо будет осуществить программу модернизации. Завод уже запланировал техническое перевооружение: запланирована покупка современного механообрабатывающего и заготовительного оборудования: зубофрезерного и зубошлифовального станков, сварочного оборудования, окрасочно-сушильной камеры.
Эксперты дают позитивные прогнозы по финансовому положению «Лугансктепловоза» в ближайшем будущем, хоть и с оговоркой на экономическую ситуацию. По словам Инны Перепелицы, именно широкомасштабные программы государственных компаний-монополистов в России, Украине и Казахстане будут задавать темп работе луганского предприятия.
«Начало обновления парка электровозов запланировано на 2014 год с бюджетом около 1,5 млрд долл. У РЖД есть программа обновления парка на 2014-2020 гг, согласно которой только на закупку локомотивов было выделено около 23 млрд долл.», - подсчитывает эксперт.
Благодаря этому, по ее словам, ситуация для «Лугансктепловоза» в плане наличия перспективных заказов теоретически выглядит оптимистично.
«Другое дело — это публичные прогнозы экспертов относительно экономической ситуации, которая не позволяет нам рассчитывать на серьезные показатели роста экономик как Украины, так и России в ближайшее время, что может внести коррективы в реализацию озвученных планов железных дорог», - отмечает Перепелица.