В последние годы существенно обострился конфликт интересов между металлургами и шахтерами в плоскости закупок коксующихся углей. Проблема кроется в том, что импорт этой продукции растет со стороны сталеваров, угледобыча в Украине – тоже, но сбыть продукцию шахт коксохимическим предприятиям все труднее. Это требует колоссальных затрат из госбюджета на поддержку угольной отрасли.
равительство пытается войти в положение каждой из сторон, как важной составляющей наше экономики, и поддерживает и металлургов, и производителей сырья, требуя и от тех, и от других достижения способности адекватно реагировать на вызовы рынка
Металлургам нужен качественный уголь
Сталевары активно переоснащают производство, внедряя новые технологии выплавки стали, заменяющие мартеновское производство. В частности, применяют технологию пылеугольного вдувания (ПУТ) на ММК им. Ильича, «Запорожстали», Алчевском МК. Она находится в процессе внедрения на «Азовстали», Енакиевском МЗ, «Arcelor Mittal-Кривой Рог» (АМКР) и ДМК им. Дзержинского. В 2014 году на эту технологию понадобится уже 2,5 млн т импортной продукции против 2 млн в 2013 году.
Это существенно подкашивает спрос на украинский коксующийся уголь. Интерес к углям с определенным содержанием серы, золы, влажности и других компонентов со стороны меткомбинатов растет. Например, по национальным техническим условиям, содержание серы в коксе не должно превышать 1,6%. В украинских коксующихся углях оно составляет от 1,4% до 3%. Чтобы снизить содержание серы в собственных углях, металлурги разбавляют его низкосернистыми импортными углями. В них серы меньше - 0,5%, но это продукция российских, американских и других угледобытчиков. Помимо этого за последние 20 лет резко снизились и другие качественные показатели отечественного угля, например зольность. Если в 1990 году она составляла около 30%, то к 2010-му содержание золы в отечественных углях увеличилось почти до 40%. Также наши угли отстают по составу влаги.
Причина, почему металлурги противятся наращиванию закупок отечественных углей, кроется в экономике – чтобы довести наши угли до необходимой кондиции, им приходится наращивать затраты. Например, повышение зольности кокса на 1% приводит к увеличению его расхода на 1,2-2% и к снижению производительности доменной печи на такую же величину. Повышение сернистости кокса на 0,1% приводит к увеличению расхода известняка на 2%, кокса — на 2-3%. При введении дополнительного количества известняка можно добиться снижения содержания серы в металле (она повышает ломкость стали, снижает ее свариваемость). Но при этом ухудшается газопроницаемость столба материалов в доменной печи, увеличивается унос кокса со шлаками и снижается производительность на 1,5-2%. Увеличение влажности угля повышает затраты коксового газа на прогрев шихты при коксовании. На каждый процент влаги повышается расход тепла на коксование на 3%, время коксования — на 20-30 мин. При этом снижается производительность коксовых печей, усиливается износ огнеупорной кладки, ухудшается качество кокса.
Избавление от ненужных затрат
Чтобы не тратиться на улучшение качества наших углей, проще импортировать те его аналоги, с которыми проблем меньше и расходов соответственно. В итоге металлурги все чаще прибегают к более качественным коксующимся углям из России, США и других стран. В последние годы потребление отечественных углей промышленностью находится в пределах 25-27 млн тонн. Его доля в общих закупках составляет пока еще 60%, но с каждым годом эта цифра снижается. Так, по данным Минэнергоугля в 2010 году объем ввоза этого вида сырья составил 9,1 млн. тонн, в 2011 – 10,7 млн. тонн, а в 2012 — более 12 млн. тонн. А по оценкам компании «Металл-Эксперт» доля импортного угля в общем объеме сырья, используемого украинскими коксохимическими заводами, в 2010 году составила 34%, а в 2012 – 42%.По итогам 2013-го, скорее всего, можно будет уже говорить о соотношении 55% на 45%.
Основные импортеры
Крупнейшими потребителями зарубежного коксующегося угля являются группа «Метинвест», которая по итогам 2012 году ввезла более 7 млн. тонн этого вида сырья, что превысило 40% общего объема его импорта; корпорация «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД) – почти 3,5 млн. тонн или свыше 20%; и АМКР – чуть менее 2,5 млн. тонн или 15%. Кроме того, коксующийся уголь также ввозили предприятия группы Evraz в объеме примерно 1 млн. тонн или 6,5%, а также группы «Донецксталь» – около 0,2 млн. тонн или чуть более 1%. При этом поставки сырья осуществлялись, в основном, из России, на долю которой приходится 70% их общего объема, а также из США, Казахстана и Латвии. В частности, «Метинвест» и ИСД импортировали уголь, в основном, как из России, так и из США, АМКР – из США, а Evraz и Донецксталь – из России.
Пока металлурги решают проблемы с качеством углей, замещая их импортными, страдают отечественные шахты и коксохимы. Их продукция скапливается на складах. По данным Минэнергоугля, только в течение января 2013 года запасы коксующегося угля на складах отечественных шахт увеличились на 23% и превысили 400 тыс. тонн. Растут убытки предприятий. За 2013 год убытки от выпуска товарной продукции государственными угольными предприятиями составили 15,1 млрд грн, увеличившись на 3,2 млрд грн по сравнению с 2012 годом. Чтобы поддержать шахтеров, правительство из года в год увеличивает им господдержку. Если в 2010 году бюджетное финансирование угольной отрасли составляло 7,7 млрд грн, то в 2011 - 10,5 млрд грн, в 2012 - 13,1 млрд грн. в 2013 помощь шахтерам составила уже 15,2 млрд грн.
При этом коксохимические предприятия постепенно снижают производство своей продукции, как такой, что становится менее востребованной и выручку соответственно. По данным Госкомстата, за 11 месяцев 2013 года производство кокса и полукокса из угля каменного составило 16,1 млн тонн. Годом ранее за такой же период оно равнялось 17,4 млн тонн, а всего в 2012 году – 18,9 млн тонн. Объем реализации произведенного кокса и полукокса из угля каменного за этот же период составил (без НДС) 22,3 млрд грн, а за 11 месяцев 2012 года – 27,4 млрд грн, всего в 2012 году – 29,7 млрд грн. Ниспадающая динамика налицо.
Что делает правительство, чтобы решить проблему
Правительство сочувствует обеим сторонам, но решило вмешаться в ситуацию в прошлом году путем ограничения поставок угля методом квотирования. В марте своим постановление оно ограничивает импорт коксующихся углей объемом 10,2 млн т, а в июле устанавливает квоту на импорт кокса в размере 210 тыс. т. «Мы действуем в интересах национального производителя и, прежде всего, государственных шахт. Однако при этом на другой чаше весов остаются интересы отечественных металлургов», - объясняет озадаченность министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий. До конца 2013 г квоту по углям расширяют до 11,2 млн т, по коксу – до 300 тыс. т, но недовольными все равно остаются как металлурги (заводы ИСД судятся с правительством по поводу квотирования), так и цементные предприятия, которым квота не досталась в размере 800 тыс. т. Коксохимы также уверяют, что поддержка не сработала, поскольку объемы квот соответствовали необходимым объемам импорта продукции. Тем не менее, политика квотирования позволила коксохимическим предприятиям реализовать металлургам в 2013 году уже не 4 млн т углей, как в 2012 году, а 4,3.
Теперь, чтобы примирить металлургов и производителей кокса правительство придумало новую схему сотрудничества в первом квартале 2014 года. Металлурги самостоятельно обязались выкупить у угольных предприятий в январе-марте 1 млн т продукции. При этом к косохимическим предприятиям предъявлено требование по повышению ее качества. Для этого они должны осуществить модернизацию производств, направить инвестиции в улучшение конечной продукции. А то получается, что правительство помогает коксохимзаводам, а они ничего не предпринимают, чтобы снять вполне обоснованные претензии металлургов.
Если стороны успешно справятся с поставленной задачей и сотрудничество наладится, необходимость квотирования отпадет сама по себе. Тем более, что она расстраивает наших российских партнеров, которые также пытаются решить проблемы сбыта своего угля. Поэтому в идеале, к чему стремится правительство, так это к росту спроса на отечественные коксующиеся угли, а также на кокс, произведенный в Украине. Со своей стороны оно готово сделать все, чтобы интересы угольных шахт и коксокомбинатов были защищены. Но это отнюдь не означает, что они должны сидеть, сложа руки, и не готовиться к вызовам рынка. Если собственники этих предприятий, не будут проводить активную инвестиционную политику, направленную на их модернизацию, чтобы обеспечить повышение качества кокса, то работа правительства по их поддержке будет пилюлей от симптомов, а не от болезни.