17:35

четверг,
21 ноября

Украина лидирует в поставках наукоемкой продукции

16.01.2014 / 17:20
Украина лидирует в поставках наукоемкой продукции
Машиностроители наращивают производственный и научный потенциал

Машиностроители - гордость страны, они непрерывно наращивает свой производственный и научный потенциал, о чем свидетельствуют статистические данные и это радует. Роль машиностроения трудно переоценить – ему принадлежало 8% всего ВВП Украины в 2012 г (данных за 2013 г пока еще нет).

Представители этой отрасли произвели продукции на 70 млрд грн, из которых на 27 млрд – продали на внешних рынках. Украина поставляет странам СНГ наукоемкую продукцию, имеющую наибольшую добавленную стоимость, прежде всего машиностроения, электроэнергетики, транспортного машиностроения. Это высокоинтеллектуальная продукция и Украина сохранила свое традиционное лидерство на рынке стран СНГ в этом направлении и в 2013 г, говорит вице-премьер-министр Украины Юрий Бойко.

Эксперты отмечают достаточно высокую конкурентоспособность продукции, производимой украинскими машиностроителями. Особенно высокую динамику развития показывал в 2012 г транспортный сектор: +280% по отношению к 2011 году. Не в последнюю очередь благодаря техническому перевооружению транспортного машиностроения. Аналогично поступают и предприятия тяжелого машиностроения — НКМЗ, СКМЗ, «Азовмаш», где на техперевооружение направляются крупные собственные инвестиции.

В машиностроительной отрасли капитальные вложения растут на 10-20% в год. Если в 2010-м эта сумма составляла 4,4 млрд. грн., то в 2011-м — уже 5,9 млрд. грн. (+20%), а в 2012 суммарные инвестиции в развитие отечественного машиностроения составили 6,8 млрд. грн. (+11%).

Наиболее успешные игроки

Среди ключевых игроков наблюдалась следующая динамика: выросла реализация в авиастроении и энергетическом машиностроении: «Мотор Сич» продемонстрировал рост на 22,9%, ГП «Антонов» — на 2,8%, «Запорожтрансформатор» — на 21%, Сумское НПО им. Фрунзе — на 19%, «Зоря»-«Машпроект» — на 12%. В секторе машиностроения для горнодобывающей и металлургической промышленности динамика была смешанной: например, Новокраматорский машзавод снизил реализацию на 16,5%, а холдинг «Горные машины» увеличил выручку на 36,6%.

Самые высокие экспортные показатели в 2012 г были у вагоностроения — 80% и авиастроения (91% у «Мотор Сич» и практически вся продукция ГП «Антонов»). Спрос на продукцию «Мотор Сичи», по прогнозу предприятия, увеличится, причем преимущественно за счет России, куда, наряду с Китаем и Индией, в основном поставляются запорожские двигатели. Сумское НПО им. Фрунзе является одним из двух крупнейших поставщиков «Газпрома» с долей в закупках последнего на уровне 15-40%. «Зоря»-«Машпроект» поставляет продукцию в Россию и Китай, включая такие стратегические образцы, как двигатели для военных кораблей. Предприятие было полностью загружено заказами на 2013 год. «Запорожтрансформатор» 76% продукции отгружает на экспорт — продукция предприятия котируется в СНГ и ряде азиатских стран, при этом активно развивается южноамериканское направление.

Среди крупнейших производителей машиностроительной продукции выделяется холдинг «Горные машины», объединяющий машиностроительные активы группы «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ, Донецк), который только 17% продукции направляет на экспорт. В 2013 он увеличил этот показатель до 25%, а 2016 он дорастет до 40%.

Успешно ведет свой бизнес и харьковский «Турбоатом» — производитель турбин для электростанций. «За последние годы мы не проиграли ни одного тендера благодаря очень конкурентному соотношению цена-качество. Это позволяет экспортировать до 75% нашей продукции», — говорит генеральный директор «Турбоатома» Виктор Суботин. У компании много конкурентов с мировым весом, таких как Alstom и Siemens, «Силовые машины» или Шанхайский турбинный завод. Тем не менее, это не мешает ей успешно обходить их за счет конкурентных цен.

Негативное положение автомобилистов слишком преувеличено

Аналитики весь прошлый год говорили о якобы наметившейся негативной тенденции в экспорте и производстве общего машиностроения, вызванном кризисом. Отдельные отрасли действительно имели временный спад в 2013 г. Причиной послужило введение спецпошлин на импорт автомобилей от 6,46 до 12,95% с апреля 2014 года и утилизационного сбора, который вместе с пошлинами может составлять до 20% стоимости некоторых автомобилей. Но это был временный фактор. В 2014 г автомобилестроители показывают совершенно противоположную динамику. Например, Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ), входящий в группу «АИС» Дмитрия Святаша и Василия Полякова, намерен в 2014 г. удвоить количество произведенных автомобилей, до 18 тыс. штук. Корпорация "Богдан" Олега Свинарчука планирует увеличить выпуск легковых автомобилей в 2,4 раза, до 21,5 тыс. штук.

Передовое машиностроение

Привычный взгляд на отрасль в целом не позволяет разглядеть точечные успехи машиностроителей, которые не просто позитивны. Они определяют роль Украины как игрока, способного произвести передовое оборудование, которого нигде в мире нет. Таких примеров много.

В 2013 году на ГП «Феодосийский оптический завод» внедрило в производство новые виды продукции, которые не имеют аналогов за рубежом. Предприятие начало серийный выпуск лазерного дальномера «ЛД - 3Ф » и системы управления огнем « Аркан». Лазерный дальномер предназначен для измерения дальности до неподвижной или движущейся цели. Этот прибор уникален по измерению дальности и массово - габаритным характеристикам. В частности, при массе 4 кг прибор обеспечивает измерение расстояний до 10 км. Система управления огнем «Аркан» также превосходит зарубежные аналоги по техническим характеристикам. При этом эта аппаратура имеет низкую себестоимость и низкие среди подобных систем массу и габариты.

В 2013 со ссылкой на генерального конструктора ГП "Ивченко-Прогресс" Игоря Кравченко сообщалось, что третьем квартале 2014 года предприятие отгрузит разработчику самолета - госпредприятию "Антонов" первые два "боевых" двигателя Д-436-148ФМ для установки на первом самолете Ан-178. Генеральный конструктор отметил, что отличительной особенностью Д-436-148ФМ является увеличенная более чем на одну тонну тяга - 8560 кг на чрезвычайном режиме и 7700 кг - на взлетном режиме. Создаваемая модификация двигателя сможет работать при повышенных температурах окружающего воздуха. "Создание этого двигателя с неизменной взлетной тягой 23,4 т опережает разработку модернизированного самолета Ан-124, производство которого планируется возобновить в Ульяновске", - сообщил Кравченко.

«Лугансктепловоз» уже третий год кряду наращивает выручку и производственные показатели. Предприятие начало работу над проектами новых перспективных локомотивов, среди которых – тепловоз ТЭ44 мощностью 6000 л.с. в секции, а также тепловоз типа 2ТЭ116У, работающий на сжиженном газе.

31 июля 2013 государственный «Электротяжмаш» в рамках модернизации собственных производственных мощностей осуществил запуск двух новых станков для обработки корпусов электродвигателей. На переоснащение основных фондов в первом полугодии 2013 предприятие уже направило более 80 млн. грн. Общий объем инвестиций по итогам 2013 г превысил показатели 2012 г. в три раза.

В первой декаде июля 2013 г «Новокаховский электромеханический завод» изготовил и успешно провел испытания 4-х опытных образцов электродвигателей 4АЖ112М4О2 для применения (в качестве вспомогательных) на подвижных составах железнодорожного транспорта. Ведутся работы по сертификации данной продукции.

В 2013 г ОАО «Сумское НПО им. М.В.Фрунзе» начало отгрузку турбохолодильного оборудования новой модификации по заказу компании «Газпром трансгаз Югорск», являющейся дочерним предприятием ОАО «Газпром». Согласно контракту, заказчику планируется поставить шесть турбохолодильных агрегатов (ТХА). Оборудование предназначено для оснащения новой станции охлаждения газа (СОГ-4) на Ямбургском нефтегазоконденсатном месторождении. Посредством СОГ-4 будет осуществляться охлаждение транспортируемого газа, что необходимо для эффективной эксплуатации газотранспортной системы в условиях вечной мерзлоты. Агрегаты такой модификации впервые спроектированы специалистами НПО им. Фрунзе и не имеют аналогов в Украине и странах СНГ.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
21 ноября
20 ноября