9 января исполняется 90 лет со дня рождения режиссера Сергея Параджанова. К этому событию еще летом начали готовиться в карпатском селе Верховина Ивано-Франковской области, где 60 лет назад проходили съемки главного его фильма «Тени забытых предков».
Художника «Теней» крестили в Верховине
В Верховине работает дом-музей этой картины – здесь боготворят самого Сергея Параджанова, с теплотой вспоминают оператора Юрия Ильенко, актрису Ларису Кадочникову и других участников съемочной группы. Рассказы о съемках, а также байки о конфликтах, курьезах и путешествии гуцулов в Киев передаются из поколения в поколение.
Сначала съемочную группу разместили в местной гостинице, которая находится в центре села, но Параджанова это не устроило. Он хотел не просто сделать очередную постановку, а передать неповторимость гуцульской культуры. Постоянно спорил с администрацией киностудии. Однажды, разругавшись в пух и прах с кураторами, Параджанов выбежал на улицу. Он бросился к первому прохожему и попросил подсказать, где можно устроиться на ночлег. И ему посоветовали обратиться к сельскому голове.
– Петр Сорюк от природы мудрый человек, уважаемый всеми в селе, к тому времени уже был председателем. Он с радостью откликнулся на просьбу режиссера и поселил его у себя. Сейчас в этом доме находится музей. Здесь все в точности, как при Параджанове. Юрий Ильенко приезжал к нам в середине 1990-х и, когда увидел, что за 40 лет ничего не изменилось, не мог поверить глазам и очень расчувствовался, – рассказала «Взгляду» смотрительница музея Анна Соржук.
Поскольку в одном доме уместить всех невозможно, участников съемочной группы расселили по хатам. Все село принимало столичных артистов, их угощали местными блюдами, рассказывали об обрядах и традициях. Эта открытость изменила киношников, повлияла на их мировоззрение. После съемок фильма художник Георгий Якутович даже решил креститься. Его крестной стала дочка Петра Сорюка – Мария. Она подарила художнику вышитую рубаху для обряда, а сама церемония состоялась в главном храме Верховины.
Верховинские пейзажи вдохновили Параджанова
«Гола дівка у плота»
Большая часть сцен снималась в соседнем селе Криворовня. Там до сих пор стоит дом-гражда, где проходили съемки. Но несколько сцен снято и в самой Верховине. У съемочной площадки всегда было очень людно. А необычные режиссерские решения часто ставили на уши все село. Самой вызывающей была сцена, где обнаженная Палагна в исполнении Татьяны Бестаевой ходит по холму. В селе рассказывают, как пятилетний мальчик с круглыми глазами прибежал домой с криком: «Мама, вы такого еще не видели! Там вдоль плота девка гола-голысенька ходит»! К съемочной площадке потянулись и селяне постарше.
Анне Соржук, 14-летней девушке, тогда несказанно повезло. Хозяйка дома, жена главы сельсовета, была ее крестной. Поэтому девушка видела весь творческий процесс вблизи.
– За этим большим столом часто собиралась съемочная группа. Спорили, веселились. Был и сотрудник КГБ. Но актеры старались ничего при нем не обсуждать и все время придумывали, как его отвлечь. В этих «играх» принимало участие все село. Настоящая работа начиналась, когда служащего спецслужб спроваживали. У всех тогда было хорошее настроение, и артисты шумно обсуждали работу. Параджанов радовался больше всех, смеялся, правда, оговаривался: «Все-таки не может обойтись без беды. Должен кто-то навредить». И так и случилось. Когда его арестовали, у нас все очень переживали, – вспоминает она.
Сама Анна в кадр не попала ни разу. Зато такой участи удостоилась ее собака. Пес по кличке Довбуш был задействован в эпизоде возвращения с полонины. Пригорок, по которому шли гуцулы, находится рядом с домом-музеем. И сейчас на месте съемок пасутся коровы.
– Я видела, как снималась эта сцена. В кадре нужна была собака, и я привела свою. Это был большой белый пес по кличке Довбуш. Сама я спряталась тут, за дверью, и смотрела. Все было необычно. Для нашего села большего события не было ни до приезда Параджанова, ни после. Все прошло как сон, вроде как не так давно это было, а уже 60 лет пробежало, – сетует Анна Соржук.
Параджанов жил в обычном гуцульском доме
В тесноте, да не в обиде
Когда съемки закончились и началась работа в студии – озвучка, Параджанов пригласил на киностудию им. Довженко жителей села, чтобы у фильма было аутентичное звучание. Гуцулы, помня добрые отношения с актерами во время съемок, с радостью согласились. В Киев отправились 12 человек. Приезд селян обернулся скандалом на киностудии. Параджанова упрекали, что он привез неграмотных людей. Селяне оскорбились, отказались жить в гостинице, потому что не хотели терпеть унижения, и Параджанов забрал их к себе домой. Все 10 дней, пока шла работа над фильмом, гуцулы жили у него дома на площади Победы.
Сам Киев на них также произвел неизгладимое впечатление. Пожилая гуцулка на улице столкнулась с африканцем. Она никогда не видела такого темнокожего человека и решила, что это, скорее всего, черт. Сначала женщина опешила, а потом решительно подошла к мужчине и сказала: «Ты не видел такую, как я, я не видела такого, как ты». Развернулась и ушла. Эту историю «про чертей в Киеве» любят рассказывать туристам верховинские старожилы.
Параджанов стрелялся с Ильенко
Рассказывают, что во время съемок Сергей Параджанов и Юрий Ильенко часто спорили. Однажды даже решили стреляться. «Завтра в шесть утра ты умрешь. Я вызываю тебя на дуэль», – заявил оператор. Для дуэли взяли гуцульский пистоль у местного жителя, Ильенко лично делал картечь из чая и бумаги. Но пострелять так и не удалось. Поединок должен был состояться на старом мосту над Черным Черемошем. Однако буквально за день до дуэли мост смыло быстрой горной рекой и поединок пришлось отменить.