В Украине запускают в серийное производство электрокары из китайских комплектующих. Использовать эти автомобильчики можно будет, по сути, только в малом бизнесе – прокате или подвозе туристов к пляжам от гостиниц. И технические характеристики не на высоте: одной зарядки хватит на 60-80 км. Зато «имена» машинкам придумали самые необычные: «Ер-Думпер», «Ижица», «Инить», «Слово». «Взгляд» узнал, есть ли в Украине перспективы у электромобилей для более широкого потребителя.
В Киеве – дюжина
«Давай выпьем чаю, пока подзарядится» – так звучит слоган электромобиля, который еще только разрабатывается японским автопромом. Рекламную речовку озвучили якобы случайно – спланированная утечка информации должна навести на мысль о принципиально новом принципе зарядки авто, который будет занимать не пять часов для недолгой поездки, а всего несколько минут.
Развитые страны форсируют производство «авто на батарейках» по двум причинам: экологичность и возможность обойтись без бензина. И если первая в Украине выглядит надуманной (пускай, мол, Запад «с жиру бесится»), вторая может стать реальным аргументом. Например, из-за конфликта в Персидском заливе. Ситуация вокруг Ирана последний год напряженная, а предыдущие конфликты показали, что, случись что, дефицит нефти взвинчивает цены на нее в полтора раза.
Есть и другие преимущества: бесшумность, дешевизна «топлива» и возможность подзарядить авто просто на дому. Несмотря на очевидные плюсы, электромобилей в Украине очень немного: в столице официально зарегистрировано не больше дюжины «машин на батарейках». Кроме самоделок, есть несколько четырехместных Mitsubishi i-MiEV и даже экзотичные одноместные Renault Twizy. При этом «японец» – по сути, полноценный хэтчбек А-класса, питающийся только от собственных аккумуляторов. На одном заряде он способен проехать 150 км. Судя по всему, проблема в цене автомобильного гаджета – в Украине она составляет порядка 380 тыс. грн.
О вилках и розетках
Комплектация электромобиля не отличается от обычной легковушки: автоматическое включение света, кондиционер, приводы стекол и зеркал, подогрев водительского сиденья и ABS. Но нужно помнить, что каждый включенный потребитель – магнитола, кондиционер или подогрев сидений – это ощутимый минус к пробегу. А главный враг «электромобилизации» страны – неразвитость инфраструктуры. Ведь если в городе зарядки на поездку «дом-работа-дом» еще хватит, то поездка на дачу может обернуться увлекательным путешествием с аккумулятором в руках до ближайшей подходящей розетки. Ведь фраза «только вставьте вилку в розетку» означает не совсем то, что понимают потенциальные покупатели. Вилка и розетка, которые используются для подзарядки авто, не имеют ничего общего с привычными для нас разъемами. Владельцу электрокара придется протягивать дополнительную проводку и устанавливать электронный блок с особым разъемом – все это обходится в ощутимую сумму денег.
А подзарядить автомобиль в пути (на магистралях и шоссе) пока что довольно сложно. Заинтересованные компании – Nissan и Autogrill – делают в этом отношении первые шаги: на некоторых заправках ставят колонки быстрой зарядки. Большинство электрокаров заряжаются в течение получаса.
Дополнительные сложности вызывает и зимний период. На холоде аккумуляторы разряжаются значительно быстрее, ночью электромобиль надо ставить в теплое помещение, иначе утром возникнут проблемы с заводом.
«Прорыв» крымского автопрома: грузовичок Ер-Думпер за 138 тыс грн...
...и компактный электромобиль «Ижица» за 106 тыс грн
На зарядку становись!
Зарядить электрокар можно и от обычной розетки. Правда, в доме должна быть мощная проводка, выдерживающая напряжение в 16 ампер. Другой способ – посредством электронного блока и специального разъема Mennekes, принятого в ЕС. Последний способ в евростандартах так и называется: «способ 4». На аккумулятор автомобиля передается ток силой почти 200 А, напряжение 400 В. Чтобы полностью зарядить электрокар, требуется всего 30 минут. Цена вопроса: при стоимости электромобиля в 4,5 раза большей, чем, скажем, Daewoo Matiz, 100 км пробега обойдутся всего в 25 грн (против 88 у малолитражки). В год это около 5000 грн (против 17 000), а расход на замену жидкостей и фильтров минимален – в «машинке на батарейках» их просто нет.
«Эль Лада» и папа-мобиль
Электромобили продвигают посредством широкомасштабной рекламной кампании. Барак Обама пообещал пересесть из бронированного «кадиллака» на меньший по размеру электромобиль «шевроле вольт». Такое же обещание дал Папа Римский. А власти Москвы намерены освободить владельцев электромобилей от платы за парковку на муниципальных стоянках.