15 апреля 2012 года скончался замечательный актер, звезда фильмов «Ворошиловский стрелок» и «Кадеты» Александр Пороховщиков. С помощью людей, которые его хорошо знали, мы создали портрет Александра Шалвовича. Не глянцевый, не причесанный, а настоящий — со всеми его недостатками и страстями.
Медитировал
перед съемками
Кинооператор Виталий Зимовец, работавший со многими известными режиссерами и актерами, дружил с Пороховщиковым больше 20 лет.
— Саша посмотрел короткометражку «Слепой дождь», — рассказывает «Взгляду» Виталий Андреевич, — и попросил, чтобы его со мной познакомили. «Я собираюсь снимать "9 мая" (режиссерская работа Пороховщикова, 1987 год. — "Взгляд"), не согласитесь поучаствовать?»
На этих съемках актер и оператор сдружились. Зимовец вспоминает, как располагала к себе деликатность и щедрость этого довольно пафосного на вид человека.
— Помню, как он заказывал для всех нас обеды. Тогда никто не возил съемочной группе еду на площадку. Давали суточные — 2 рубля 60 копеек, и все. И вот, во время перерыва на обед Саша покупал на всех бутерброды. Его суточные всегда быстро улетучивались.
К своим ролям Александр Пороховщиков готовился обстоятельно. Перед началом съемок избегал шумных обсуждений, предпочитал аккумулировать энергию подальше от коллег по цеху.
— Это была для него своего рода медитация, — делится режиссер сериала «День рождения Буржуя» Анатолий Матешко. — Александр мог долго сидеть в одиночестве в ожидании кадра, молчать и думать о чем-то своем. Так он готовился к роли. Экспромтом ничего не делал. В этом Пороховщикова можно сравнить, пожалуй, с Жаном Габеном. Вошел в кадр — и сразу создал атмосферу.
Ездил на машине
без сидения
Зато после съемок от вдумчивой серьезности актера не оставалось и следа. Хороший алкоголь пользовался у Пороховщикова особой симпатией, а еще красавец-мужчина любил общество красивых женщин и активно участвовал в актерских сабантуях... Словом, радовался жизни во всех ее проявлениях. Но при этом, будучи голубых кровей, снобом не был и никогда не тяготел к роскоши.
— В конце 80-х Саша ездил на стареньких «жигулях». Они буквально разваливались на ходу, переднее правое сиденье вообще отсутствовало, — вспоминает Виталий Зимовец. — Он обожал эту машину и отказывался ее менять, хотя мог себе это позволить. Как-то мы возвращались со съемок и у нас заглохла машина — прямо посередине проспекта. И мы, такие красивые, в белых рубашечках, стали ее чинить. Но сделали только хуже — у нас отвалился глушитель. К нам устремился гаишник и тоже стал помогать. Только представьте себе: суета, все бегают, и только Саша с невозмутимой миной за всем этим наблюдает. В итоге мы уехали, но без глушителя — с жутким грохотом.
Разрывался между женой и мамой
Александр Пороховщиков был натурой страстной. Его всегда любили женщины, и он отвечал им взаимностью. Матешко вспоминает, что по время съемок «Буржуя» 59-летний актер активно ухаживал за девушками: «Александр Шалвович не пропускал ни одного удобного случая! Причем делал это очень обаятельно и совсем незаметно для окружающих. Мог даже попытаться соблазнить или, по крайней мере, пофлиртовать с женщиной в присутствии ее мужа.
Но любовь к Той самой, единственной женщине изменила жизнь Александра Шалвовича. Женился актер в середине 90-х, когда ему было уже за 50. Театральный критик Ирина Жукова, которая была моложе актера на 30 лет, стала ему и возлюбленной, и дочерью, и другом.
— Лично я не знаю, чем Ира держала Сашу, — удивляется Зимовец. — Она такая щупленькая, худенькая... Обыкновенная. Саша говорил: «Мне жалко, что я с Ирой — вот так. Она знает, что у меня много других женщин». Когда они, наконец, расписались, Саша из-за реакции мамы был в стрессе. Сначала она была категорически против невестки, но потом все-таки ее приняла.
Мечтал снять
кино о Шукшине
Когда в 1997 году мама Пороховщикова, Галина Александровна, умерла, актер замкнулся в себе. Но мечтать не прекращал до самой смерти. Например, загорелся идеей создать собственный центр театра и кино, планировал снять фильм о жизни Василия Шукшина.
— Саше даже не надо было играть, — комментирует Матешко. — Он мог только присутствовать.
Действительно, про Пороховщикова даже сложно сказать, что он в фильме играл. Этот актер в кадре просто жил — и врезался в память, пожалуй, чуть ли не сильнее центральных персонажей. И брал зрителя, как женщину: уверенно, спокойно, с достоинством и грацией дикого хищника.