Инвесторы оценили урожайные перспективы Украины и направляют средства в портовой сектор, рассчитывая на существенный рост экспорта зерновых в этом году.
В ближайшие насколько лет в морских портах Украины запланировано открытие сразу нескольких крупных и современных зерновых терминалов.
Однако эксперты отмечают, что строительство дополнительных мощностей по перевалке зерна в портах связано не только с ожиданиями по увеличению украинских урожаев. В стране отсутствуют в достаточном количестве элеваторы, требуемые для хранения и доведения до товарной кондиции зерновых. То же самое относится и к складам зерновых терминалов.
Так, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) планирует выделить ООО «Бруклин-Киев» 60 млн. долл. на строительство и развитие зернового терминала в Одесском порту,
По информации банка, общая стоимость проекта составит порядка 103,8 млн. долл. Максимальная пропускная способность нового терминала оценивается экспертами АПК в 4,5 млн. тонн зерна в год.
Этот масштабный проект реализуется совместно с Louis Dreyfus Commodities, одним из мировых трейдеров сельскохозяйственной продукцией. В соответствии с соглашением, подписанным ООО «Бруклин-Киев» и Louis Dreyfus Commodities, предусматривается создание совместного предприятия по развитию и управлению терминалом. Открытие первой очереди терминала состоялось 22 октября этого года.
Строительство предусматривает три этапа. На первом этапе емкость терминала составит 70 тыс. тонн. По окончанию проекта, комплекс будет состоять из 33 емкостей на 241 тыс. тонн зерна. Также комплекс располагает причалом длиной 254 метра и глубиной у причальной стенки 13,5 метра. Это позволит грузить зерно на суда класса panamax грузоподъемностью до 60 тыс. тонн. До этого такой возможности не было.
Эксперты отмечают, что осень для многих украинских портовых элеваторов — время работы на пределе, так как свыше 90% зерновых из Украины уходит на морских судах (насыпью или в контейнерах). В большинстве случаев для формирования экспортных партий используются портовые зерновые терминалы. Основной поток зерна (более 60%) через зерновые терминалы в портах проходит с июня по декабрь, а пик приходится на ноябрь-декабрь, когда мощности загружены на 90%.
В тоже время, прогноз урожая зерновых в Украине в этом году более чем оптимистичен. По подсчетам Министерства аграрной политики и продовольствия, в 2013 году урожай зерна в составит 58-60 млн. тонн против 46,2 млн. тонн в 2012-м. При этом объем экспорта достигнет 30 млн. тонн.
Эксперты АПК уверены, что в перспективе ближайших нескольких лет наша страна сможет экспортировать 35-36 млн. тонн зерновых. А к 2020 году, как заявил глава Минагропрода Николай Присяжнюк, экспортный потенциал по нашему зерну составит порядка 41 млн. тонн ежегодно.
Эти цифры вселяют во владельцев перевалочных мощностей оптимизм, а аграриев заставляют задуматься о строительстве собственных зерновых терминалов. Ведь самый важный вопрос после сбора урожая — его сохранение и экспорт, отмечают правительственные аналитики.
На сегодняшний день, эксперты оценивают внутренние потребности Украины в 26–27 млн. тонн, а значит, учитывая урожаи последних лет, 23–27 млн. тонн нужно будет вывозить.
Уникальное положение украинских портов и их близость к ряду ключевых рынков (Ближний Восток, Северная Африка, Европа) значительно повышают их конкурентоспособность, несмотря на усилия других стран по развитию собственных портовых мощностей, говорят эксперты.
В то же время реальная пропускная способность портовых зерновых терминалов оценивается в 28 млн. тонн, из которых менее чем 50 % являются современными высокотехнологичными. К тому же, правительственные аналитики уверенны, что пропускная способность отечественных терминалов в размере 32—34 млн. тонн, заявленная в некоторых исследованиях, является лишь теоретической, не отражающей реальную картину.
Ведь мощности в 6 млн. тонн из этого количества — это мощности терминалов, работающих по «прямому варианту», т.е. не имеющие складов для накопления зерна. Обычно это места для перевалки зерна непосредственно из железнодорожных вагонов, которые используются в качестве складов. А в связи с ростом стоимости такой услуги (использование вагонов в качестве складов) и уменьшением парка вагонов-зерновозов дальнейший рост экспорта приведет к ограничению или запрещению использования их в качестве хранилищ.
Кроме того, в правительстве напоминают, что17 млн. тонн перевалочных мощностей принадлежат зернотрейдерам и, как правило, не могут быть использованы другими трейдерами-конкурентами. Наконец, указанная пропускная способность не учитывает аритмичность рынка.
Именно поэтому существующие портовые мощности Украины пока не в состоянии качественно удовлетворить потребности растущего экспорта зерновых, говорят эксперты.
Понимая важность проблемы по хранению зерна, инвесторы и порты намерены в ближайшие годы минимум удвоить существующие мощности по перевалке и хранению зерна.
Помимо компании «Бруклин-Киев», которая строит четвертый по счету зерновым перегрузочным комплексом Одесского порта, о строительстве зернового терминала до 2015 года заявила ООО «МСП Ника-Тера». В планах компании - возвести зерновой склад мощностью около 6 млн. тонн в год. Объем инвестиций составит примерно 150 млн долларов, но это с учетом строительства в порту склада для карбамида.
О масштабных задачах заявил и украинский агрохолдинг «Укрлэндфарминг». Агроходдинг намерен к 2016 году построить в районе порта «Южный» зерновой терминал мощностью 5 млн. тонн в год. Для реализации поставленной задачи будет необходимо свыше 700 млн. долл.
Анонсировала свой проект также компания Cargill (4,5 млн тонн в год по перевалке зерна и масличных в Ильичевском МТП).
Есть планы по развитию мощностей у стивидорной компании «Авлита» (Севастополь, нынешний объем единовременного хранения зернового терминала — 170 тыс. тонн, годовая мощность перевалки — 3500 млн тонн), входящей в структуру холдинга «Портинвест» . Этот же холдинг ведет предпроектные изыскания по созданию кластера в порту «Южный» .
Об аналогичных задачах в апреле этого года заявляли в американской корпорации Bunge — речь шла о расширении элеватора компании на территории Николаевского МТП.
В целом беглое изучение инвестиционных программ украинских морских портов показало, что морские ворота Украины к 2016 году предполагают увеличить рост перевалки более чем на 41 млн. тонн.
Эксперты отмечают, что правительство Украины системно поддерживает инвесторов, готовых к реализации масштабных проектов, которые помогут укрепить позиции Украины на мировых рынках и повысить национальную конкурентоспособность в глобальной экономике.
Правительственная стратегия развития отрасли должна быть направлена на дальнейшее привлечение инвестиций в порты, минимизацию административных и коммерческих рисков, эффективные механизмы софинансирования в рамках государственно-частного партнерства, считают эксперты.
Однако не менее важной задачей является обеспечение конкурентоспособных тарифов на услуги портов, которые привлекут новых клиентов, и повышение уровня логистического сервиса.
В тоже время, как уже отмечалось, Украина планирует в ближайшие годы увеличить общий объем выращиваемых зерновых до 80 млн тонн. Из которых 50-53 млн тонн необходимо будет экспортировать. Чтобы обеспечить такой объем экспорта Украине необходимо активное развитие всей логистической инфраструктуры.
Это касается не только сооружения портовых зерноперевалочных терминалов, но и строительства и модернизация подъездных путей, а также обновления и увеличения парка грузовых вагонов для перевозки зерновых.
Очевидно, что эту задачу можно решить только совместными усилиями государственного и частного капитала, в рамках частно-государственного партнерства. Вот почему правительство положительно относиться к реализации проекта строительства зерноперевалочного терминала в Одесском порту, которым совместно занимаются Администрация морских портов Украины, Одесский морской торговый порт и «Бруклин-Киев».
Аналитики уверенны, что для активного развития производства зерновых Украине необходимы избыточные мощности портовых зерноперевалочных терминалов. Только в этом случае удастся побороть монополизм в этой сфере, который приводит к тому, что аграрии недополучают реальную плату за выращенный урожай.
Только когда будет конкуренция за поставщиков, можно рассчитывать, что структуры, контролирующие перевалку зерновых, не будут занижать цену на них.