Последние данные об объемах экспорта зерновых и урожае нового маркетингового года позволяют ожидать закрепления тренда к наращиванию Украиной своей доли на мировом аграрном рынке. Что в свою очередь дает гарантию прихода в страну капитала – в том числе в отрасли, не связанные напрямую с производством зерна. Те инфраструктурные и технические задачи, которые ставит сегодня рост аграрного экспорта, уже сейчас становятся катализатором для выздоровления экономики.
По состоянию на конец августа Украина собрала урожай зерновых и зернобобовых культур на 10,6 млн га, и общий объем его составил 32,6 млн тонн, сообщил Минагропрод. При этом за первый месяц маркетингового года, с июля по начало августа, было экспортировано 870 тыс тонн зерна. Это лишь начало периода больших дивидендов аграриев, поскольку, по всем прогнозам, как объемы урожая, так и экспорта в текущем году превысят показатели прежних лет. Так, согласно озвученным вице-премьером Сергеем Арбузовы на одном из последних заседаний Кабмина цифрам, пессимистический прогноз по экспорту зерновых на 2013/2014 МГ составляет 24,37 млн тонн, оптимистический – 25,87 млн тонн. Напомним, объемы экспорта зерновых в 2012/2013 МГ составили 23,04 млн тонн, в 2011/2012 – 11,79 млн тонн. Общий урожай зерновых культур, по оценкам Минагропрода, ожидается на уровне около 53 млн тонн.
Ожидаемый рост объема экспорта, который пока подтверждается всеми оперативными сводками (по данным «Укрзализныци», по состоянию на 22 августа на экспорт было отгружено почти 9 млн тонн зерновых), должен стать лишь частью стойкого тренда по повышению Украиной своего рейтинга в топе мировых экспортеров зерновых культур.
Сейчас Украина занимает шестое место в десятке мировых экспортеров пшеницы. Однако, по прогнозам подразделения ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО/ООН), рост экспорта зерна из Украины к 2021 году вырастет на 70% по отношению к периоду 2008-2012 гг. Примерно те же цифры заложены и в программу Минагропрода Украины «Зерно-2015», согласно которой до 2021 года произойдет увеличение производства зерновых до 70-80 млн тонн. Объемы экспорта при таком урожае должны составить около 45-55 млн. тонн.
В связи с такими радужными ожиданиями у специалистов возникает вопрос о том, а готова ли Украина технически обеспечить вывоз такого объема урожая на мировые рынки и, в частности, насколько готова к этому инфраструктурная составляющая.
По данным информационно-аналитического агентства «АПК-Информ», на морских судах (насыпью или в контейнерах) через морские порты в 2012 году было экспортировано 91,2% зерна (32,1 млн тонн). На экспорт автомобильным транспортом пришлось только 1,7%, железнодорожным – 7,1%.
При этом из всего зерна, экспортируемого морским путем, 60% поступает сегодня в порты по железной дороге, автотранспортом доставляет 36%, по реке – 3%. Как видим, наиболее велика в зерновом экспорте железнодорожная составляющая совместно с портовыми мощностями. Это в первую очередь поднимает вопрос о состоянии железнодорожной инфраструктуры на подходе к портам и ситуации с парком специализированных вагонов-зерновозов.
По данным «АПК-Информ», рабочий парк зерновозов «Укрзализныци» составляет 10 250 единиц, при этом в перевозке грузов задействовано 8 650 вагонов. Как утверждают в самой железнодорожной администрации, в данный момент такое количество подвижного состава позволяет полностью удовлетворять заявки отправителей. В июле, следует из пресс-релиза ведомства, ежесуточно в среднем по железным дорогам нагружалось 0,0434 млн тонн, или 684 зерновоза. «В портах Украины простаивает 1199 вагонов-зерновозов прямой выгрузки, а также 5861 пустой вагон. Оборот одного зерновоза в июле составил в среднем семь суток», - говорится в сообщении. Как видим, оборачиваемость вагона в перевозках зерновых – выше, чем в среднем по отрасли (составляет около 10 суток). Это говорит о том, что в отношении стратегического груза «Укрзализныце» удалось наладить такую работу, которая позволяет нивелировать негативный эффект от извечных проблем пиковых сезонов. Среди них – длительные простои вагонов в ожидании погрузки и выгрузки, несвоевременный возврат вагонов или использование их не по назначению.
Стоит отметить, что таких результатов удалось достичь благодаря некоторым предпринятым новаторским шагам в технологии погрузки/выгрузки и доставки зерновых грузов, в частности, к морским границам. Одним и них стало введение маршрутных поездов – то есть отправки зерна по расписанию регулярными партиями. В отдельных случаях использование практики маршрутных поездов позволяет сократить срок оборачиваемости вагона со среднестатистических для «Укрзализныци» 10 до 4 суток. Первые маршрутные поезда еще в прошлом году начал отправлять «Нибулон», а всего, по данным АПК-Информ, в 2012 году было отправлено 877 маршрутов, которыми перевезено более 2,6 млн тонн зерна.
Еще одно новшество, введенное «Укрзализныцей» в этом году - выгрузка зерна из вагонов прямо на суда без промежуточного звена (портовых элеваторов). По данным Министтерства инфраструктуры, активное применение такой схемы позволяет существенно ускорить и упростить технологический процесс доставки зерновых конечному потребителю.
Наконец, активное содействие зерновому экспорту оказывает благоприятная тарифная политика, сформированная профильным министерством и госадминистрацией железнодорожного транспорта. «На сегодня уровень украинских тарифов на перевозку зерновых грузов значительно ниже, чем на железных дорогах других стран - примерно в 1,03-4,9 раза», - сообщает пресс-служба Мининфраструктуры. Согласно сообщению, тариф на перевозку 1 тонны зерна по украинской ж/д сети на расстояние 500 км составляет 12,77 долларов, по территории Беларуси - 13,1 долларов, России - 17,03 долларов, Венгрии - 28,02 долларов, Румынии - 50,56 долларов, Словакии - 53 долларов, Польши - 62,52 долларов.
Создание благоприятны условий для экспорта зерновых на разных уровнях формирует выгодную конъюнктуру для роста инвестиций во все сферы, смежные с этим видом деятельности. Одно из перспективных направлений для вложения средств – специализированный подвижной состав. Давно известно, что 10% зерновозов уже превысили нормативный срок службы (30 лет), а еще 60% парка находится в возрасте от 25 до 30 лет. То есть за ближайшие максимум пять лет из эксплуатации будет выведено 70% парка.
Эксперты отмечают, что с учетом доли роста экспорта насыпных грузов к 2025 году до 62,8 млн. тонн и возможного снижения периода оборачиваемости до 5,1 суток потребность в вагонах-зерновозах составит 10,5 тыс. ед. При этом эта цифра составит 16,5 тыс, если оборачиваемость вагона останется на нынешнем уровне. То есть к 2025 году трейдерам необходимо будет обеспечить себя вагонами на сумму от 0,84-1,32 млрд долл. (при цене вагона 80 тыс долл. за единицу). Разрабатываемый сейчас в Мининфраструктуры новый Закон о железнодорожном транспорте существенно поменяет правила игры на рынке оперирования подвижным составом, сделав этот сегмент выгодным для частных вложений.
Еще одной интересной нишей для инвестиций становится сегодня сегмент портовых мощностей и припортовой инфраструктуры, тех же зерновых элеваторов.
Мощности по перевалке зерна морских портов оцениваются специалистами в 50,9 млн тонн (с возможностью единовременного хранения на 2,2 млн), речных портов – 4,3 и 0,24 млн тонн соответственно. При этом припортовые мощности единовременного хранения считаются пока недостаточными, так как пока не позволяют сглаживать перебои в графике поставок зерна в порты.
Поэтому в ближайшие 7 лет потребуется строительство новых зерновых терминалов в портах мощностью не менее 2,5 млн тонн с возможностью хранения 130 тыс. тонн и реконструкция действующих терминалов с введением мощностей на 420 тыс тонн единовременного хранения. На это придется потратить около 100 млн долл. Принятый в прошлом году прогрессивный Закон о морских портах открывает широкие возможности для прихода в сектор частных инвесторов, многие из которых уже приступили к активной разработке и реализации планов по развитию портовой и припортовой инфраструктуры.
Подводя итог, можно сказать, что активное расширение географии поставок украинского зерна за рубеж не оставляет сомнений в способности продовольственного экспорта стать мощным локомотивом развития отечественной экономики в текущем году. На примере украинского экспорта зерна отчетливо видно, как реформы, опережающие темпы экономики, способны давать конкретный практический результат уже сегодня. Ведь растущий темп инвестиций в развитие элеваторов, парка зерновозов, расширение подъездных путей к портам, погрузочные мощности, который мы видим сегодня, завтра выльется и в другие отрасли промышленности. Например, в то же машиностроение в виде новых заказов на продукцию, или транспортную инфраструктур в виде новых проектов модернизации. Что не сможет не стать предвещанием прогнозируемого и стабильного экономического роста.
не только зерно, но весь аграрный сектор помогает нашей экономике, благодаря ему, некоторые спады в отдельных отраслях не были так заметны.
о, так мы уже в шестерке мировых лидеров по экспорту зерна. Я что-то думал, что положение наше так себе. Но 6е место тоже хорошо, гороздо скорее так мы попадем в тройку.