08:46

пятница,
26 апреля

Балетмейстер ансамбля имени Павла Вирского: «Танцор должен быть легким и преодолевать притяжение земли»

30.10.2013 / 08:31
Балетмейстер ансамбля имени Павла Вирского: «Танцор  должен быть легким и преодолевать притяжение земли»
фото Виталий Лазебник
Мирослав Вантух рассказал «Взгляду» о гопаке и Фиделе Кастро

На концерт ансамбля имени Павла Вирского, который состоится сегодня во дворце «Украина», все билеты давно проданы. Для художественного руководителя коллектива Мирослава Вантуха постоянные аншлаги привычны. Причем, в любой стране мира. «Взгляд» застал Мирослава Михайловича на репетиции гвоздя программы – «Гопака». «Это танец молодых людей. Что же вы стоите, спите? Должно быть крещендо!» – требовал от танцоров Вантух. Артисты мгновенно заулыбались шире и запрыгали выше. Авторитет у художественного руководителя – непререкаемый.

– Мирослав Михайлович, вы – строгий балетмейстер?

– Я делаю все, чтобы 120 артистов и 30 музыкантов создали то, что мне нужно, как хореографу. За моими плечами уже 53 года работы руководителем, но это не значит, что я все знаю. Любой художник должен учиться, идти впереди...

– Наверное, и в выходные работаете?

– А как же. Но мы на это не жалуемся. Меня никто не загоняет в балетный зал. Я не опоздал за 34 года работы здесь ни на минуту. От меня ни разу не пахло спиртным. Я учу своих артистов не только танцевать, но и быть интеллигентными, воспитанными. В нашем коллективе нет интриг. Если кто-то приходил ко мне жаловаться на другого, я никогда не выслушивал, а приглашал того, о ком речь, и просил – а теперь говори при нем. Любимчиков у меня нет. Просто больше уважаю те таланты, которые тянут лямку. Есть разница между теми, кто стоит для массы, и теми, кто солирует и зарабатывает аплодисменты для всех.

– Диету заставляете соблюдать?

– Обязательно! Если кто-то теряет форму, я снимаю его из программы и понижаю зарплату. Танцор балета должен быть легким, он должен преодолевать притяжение земли. А это не так просто. Но тот, кто работает, любит свое дело, всегда достигает высокого уровня.

– Программа ансамбля завершается гопаком?

– Конечно. Когда-то гопак был боевым танцем и зародился в Запорожской Сечи. Женщины появились в концертной версии гопака, которую сделал Павел Вирский. Такой танец в мире один. Он вобрал в себя все – и чистоту души, и женскую толерантность, и мужскую силу. Прыжки, подкрутки, вращения вверху и внизу. Гопак – это квинтэссенция всей хореографической культуры Украины.

– Сколько стран посетил ваш ансамбль?

– 75. Наш танец покорил мир, и это правда. Везде люди стоя аплодируют, занавес по 11 раз идет вверх-вниз, а зал и топает, и кричит. 16 концертов подряд мы дали в Париже на Елисейских полях – и ни одного пустого места в пятитысячном зале! В Буэнос-Айресе в «Луна-Парке» на 11 тысяч зрителей было три концерта. Шесть раз мы были в Японии, 11 раз ездили в Америку на трехмесячные гастроли. Давали по 75 концертов.

– На ваши выступления приходили многие сильные мира сего – Елизавета II, Жак Ширак...

– Фидель Кастро три раза был у нас на концерте. Я с ним лично познакомился. Потрясающий человек. В Китае кормчий Дэн Сяопин приходил на концерт вместе со всем Политбюро – я с ним в театре пил чай. Много было таких встреч. И с Чаушеску, и с Гомулкой, и с Яношем Кадером, с выдающимися спортсменами, артистами. Я – счастливый человек. Много видел, много знаю.

– Мирослав Михайлович, вы радуетесь наградам, которые получаете?

– Я имею много званий, регалий, но я никогда ничего не просил. Я просто люблю свое дело. Оно в моем сердце, в моей душе. Сцена мне снится по ночам. Хочется создавать что-то стоящее. А это не так просто. Я никогда ни у кого ни одного движения не скопировал, придумываю свою лексику на основе народного танца. Я – честный хореограф.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
25 апреля
24 апреля