В Киеве очередной архитектурный скандал. На этот раз в центре событий музей Тараса Шевченко на одноименном бульваре. Сотрудники учреждения утверждают, что работы на территории музея, не нарушают никаких норм. С этим согласны далеко не все.
Территория вокруг особняка середины XIX века сейчас представляет из себя строительную площадку: торчит арматура, разбросан строительный мусор. Исчезли кусты с родины поэта, шелковица и тамариск с места его ссылки. Согласно плану реконструкции задний двор превратят в атриум, в нем построят кафе и сувенирную лавку, главный вход, возможно, перенесут. Кроме того, установят лифт.
Осторожно, реконструкция!
Активисты настаивают, что работы проводятся незаконно. «В указе президента написано, что в музее нужно проводить ремонтно-реставрационные работы, а тут реконструкция», – говорит глава городского объединения «Просвіта» Кирилл Стеценко. Различие между этими терминами принципиальное. Реставрация предполагает просто восстановление памятников архитектуры, в процессе же реконструкции экстерьер здания может быть изменен.
Слова Стеценко подтверждает руководитель «Института города» Александр Сергиенко: «Это памятник архитектуры, и согласно законодательству тут нельзя делать реконструкцию». Киевский активист Игорь Луценко тоже не рад происходящему – общественных слушаний по объекту не проводили.
«Все согласно нормам»
В музее же уверяют, что все работы отвечают нормам. Директор Дмитрий Стус говорит, что внешний вид здания менять не будут, а деревья вернут. «Росток тамариска отдали в «Киевзеленбуд». Если не выживет – привезем новый», – объясняет Стус.
При этом самого Шевченко могут выставить на улицу, судьбу статуи поэта пока решают. «Один из вариантов – установить ее на месте главного входа», – рассказывает «Взгляду» директор музея.
Лифт в здании действительно появятся. «Это нормы цивилизованного мира», – утверждает Стус, поясняя, что необходимо создавать условия для людей с ограниченными возможностями.
Однако по мнению известного киевского архитектора Александра Духовичного, лифт можно было установить и снаружи строения, не вмешиваясь в конструкцию. Это приветствуется всеми международными законами по охране памятников.