20:50

четверг,
28 марта

Украинской ГТС нужна поддержка Европы

15.10.2013 / 16:42
Украинской ГТС нужна поддержка Европы
Азаров надеется сдвинуть с мертвой точки реализацию совместных проектов с Брюсселем

Для углубления взаимовыгодного сотрудничества, глава Кабинета министров Николай Азаров предлагает Евросоюзу более активно использовать возможности, которые получают новый стимул в связи с запланированным на конец ноября подписанием Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС. Благодаря этому премьер надеется сдвинуть с мертвой точки реализацию совместных проектов с Брюсселем по модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС).

На встрече с еврокомиссаром по вопросам энергетики Гюнтером Оттингером Николай Азаров заявил, что Киев хочет услышать от Евросоюза конкретные ответы о перспективах эксплуатации ГТС в будущем. «Три с половиной года решается вопрос модернизации нашей ГТС. Я задаю простой вопрос: она нужна России и ЕС? Ответьте на него. Или мы будем сами принимать решение о ее эксплуатации», - отметил глава правительства.

Он также подчеркнул, что Украина хочет иметь гарантии от России по объемам прокачки газа, а от ЕС - по их закупке. Конкретика по этим вопросам позволит принять правительству эффективные решения по поводу будущего ГТС и управления этим стратегическим активом, который играет важную роль в обеспечении энергетической безопасности не только Украины, но и всего Евросоюза. Однако после подписания в 2010 году европейской Энергетической хартии, наша страна сих пор не получила поддержки ЕС своей энергетической политики.

В частности, Николай Азаров выразил удивление сложным ходом переговоров со Словакией по организации реэкспортных поставок газа с территории Евросоюза для украинских потребителей. «Нам трудно понять, почему так трудно идут переговоры со Словакией. Словакия так же, как и мы, является членом Энергетического сообщества. Нерешенность этого вопроса ставит для нас вопрос о политике ЕС. Понятно, что любая задержка в этом вопросе затрудняет наши переговоры с Россией», - сказал премьер.

При этом Гюнтер Оттингер акцентировал, что украинская ГТС является важной составляющей европейской энергетической системы, и ЕС готов к софинансированию ее модернизации. «Мы много дискутировали с нашими партнерами из Европейского инвестиционного банка, ЕБРР и МВФ касательно условий для предоставления кредитов. Мы хотим финансировать модернизацию украинской ГТС», - подтвердил еврокомиссар.

Он отметил, что увеличение Украиной собственной добычи углеводородов, в частности, из сланцевых месторождений, - это также прекрасная возможность для привлечения долгосрочных инвестиций европейских компаний и финансовых институтов. Но для такого успешного сотрудничества Еврокомиссия будет настаивать на соблюдении всеми сторонами прозрачных правил на энергорынке.

Обеспечивая интересы инвесторов

Подтверждая приверженность высоким стандартам обеспечения стабильных условий для деятельности инвесторов в отечественном нефтегазовом секторе, Кабинет Министров оформил заявку на присоединение нашей страны к Инициативе прозрачности в добывающих отраслях (EITI, Extractive Industries Transparency Initiative), которая, как ожидается, будет рассмотрена правлением этой организации в ближайшее время.

Заявка была подготовлена Министерством энергетики и угольной промышленности Украины. В ней говорится, что основной целью внедрения EITI в Украине является улучшение методов управления добывающими отраслями и инвестиционного климата в стране, усиление борьбы с коррупцией и гарантия участия гражданского общества в контроле над объемами доходов Государственного бюджета Украины, поступающих от деятельности компаний в горнодобывающей отрасли. Она затрагивает бизнес в сфере добычи и транспортировки природных ресурсов и, в частности, газа.

О поддержке EITI уже объявили влиятельные государства, международные организации и компании, которые не раз выражали заинтересованность в финансовом сотрудничестве с Украиной и реализации совместных проектов в сфере добычи энергоресурсов и развитию инфраструктуры для оптимизации их транспортировки потребителям, в том числе в странах ЕС. Потому присоединение Украины к EITI будет способствовать расширению такого партнерства.

Стратегические перспективы

Совместная реализация инвестпроектов для модернизации ГТС и развитие сети подземных газохранилищ – один из ключевых приоритетов украинской стороны. Причем успешное осуществление таких амбициозных и сложных как в техническом, так и политическом смысле планов способно укрепить стратегическую стабильность европейского энергорынка.

Актуальность этого вопроса для ЕС подтверждают оперативные данные оператора магистральных газопроводов – госкомпании «Укртрансгаз»: с начала 2013 года и по 25 сентября транзит природного газа в страны Европы через Украину составил 59,7 млрд куб. м, что на 0,2 млрд куб. м, или 0,4 %, больше аналогичных показателей прошлого года.

И этот показатель будет расти. Ведь учитывая аварию на японской АЭС «Фукусима» и пересмотр рядом европейских стран планы по использованию атомной энергетики в сторону сокращения, потребность Европы в российском газе будет увеличиваться, и его поставки через Украину не снизятся. поэтому даже если «Газпром» запустит на полную мощность газопроводы в обход территории нашей страны (прежде всего, это «Северный поток» и «Южный поток»), то потребность в Украине, как стране-транзитёре у российской монополии все-равно останется. По данным исследований Центра Разумкова , через украинскую ГТС будет проходить, как минимум 60 млрд куб м газа в год.

Эксперты обращают внимание, что среди всех вариантов поставок природного газа в Европу, украинская ГТС является наиболее экономически эффективной. А для того, чтобы в полной мере использовать ее потенциал, необходимо обеспечить равноправное взаимовыгодное сотрудничество Украины, ЕС и России. Украинское правительство заинтересовано в этом, и готово предпринять все необходимые меры, чтобы перевести разговоры о важности такого партнерства в практическую плоскость. К тому же, характерные для последних лет газовые конфликты между Москвой и Киевом засвидетельствовали необходимость общей координации действий по энергетической безопасности, чтобы обеспечить надежное и своевременное снабжение газом потребителей.

Кроме того, Украина заинтересована в развитии сети своих ПХГ, расположенных на западноукраинской границе вблизи стран Евросоюза. Их общая активная вместимость превышает 31 млрд куб м газа. Учитывая этот фактор, такой проект может быть чрезвычайно интересным как для Украины, так и для стран ЕС, которые смогут благодаря использованию таких мощностей создавать стратегические запасы голубого топлива.

В свою очередь, Кабинет Министров готов оказывать всестороннюю поддержку компаниям, которые намерены участвовать в модернизации отечественной газотранспортной инфраструктуры и инвестировать соответствующие проекты.

Это позволит достичь также расширения использования научных разработок и оборудования, созданных в Украине и которые доказали на практике свое высокое качество и надежность, соответствие лучшим международным стандартам при более низкой цене, чем зарубежные аналоги. А значит, отечественная научно-конструкторская база получит возможность обеспечить приток финансовых ресурсов в свое развитие.

Доверие европейских партнеров

Подтверждая серьезность своих намерений в отношении развития отечественной газотранспортной инфраструктуры, НАК «Нафтогаз Украины» уже в 2011 году приступила к работам на украинском участке магистрального газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород». Согласно проекту, это повысит надежность транспортировки природного газа, улучшит коэффициент полезного действия газоперекачивающих агрегатов с 25% до 36% и уменьшит расходы топливного газа приблизительно на 600 млн куб м в год. Для Европы, которая является основным потребителем транзитного природного газа, проходящего по украинской ГТС, такие перспективы являются весьма привлекательными.

Однако в настоящее время проект фактически остановился из-за отсутствия финансирования со стороны международных кредиторов, которые требуют реформировать госхолдинг, разделив его на отдельные компании по профилю деятельности: реализация, поставка, добыча и транспортировка нефтегазовых ресурсов.

Украинское правительство постепенно идет к этой цели, чтобы финансирование реконструкции ГТС, которое по предварительным оценкам составляет $5,3 млрд., осуществлялось в полном объеме и своевременно.

То, что в ЕС доверяют украинским партнерам, подтверждает тот факт, что «Нафтогаз Украины» в начале июня 2013 года объявил об активизации сотрудничества с немецким банком Deutsche Bank, который может стать кредитором инвестпроектов для модернизации газотранспортной системы, которые будут осуществляться также совместно с немецкими компаниями Siemens AG и Ferrostaal.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
28 марта
27 марта