14:59

среда,
08 мая

Авиапром нащупывает рынки

08.10.2013 / 15:02
Авиапром нащупывает рынки
Спрос на «Аны» формирует не одна Россия

Украинскими самолетами заинтересовалась Саудовская Аравия – не исключено, что эта страна разместит заказ на самолеты Ан-148 в вип-комплектации для арабского принца. В последнее время позитивные новости о заказах на наши воздушные суда встречаются все чаще, причем со стороны покупателей не из стран СНГ. Такой тренд идет вразрез с расхожим мифом о том, что спрос на отечественные «Аны» может формировать только Россия.

Как стало известно вчера, Саудовская Аравия рассматривает возможность покупки и совместного производства на собственной территории самолетов украинской разработки. «Мы заинтересованы в совместном производстве на территории Саудовской Аравии самолетов семейства «Ан», - сообщил принц этой страны Турки бин Сауд бин Мухаммед Аль-Сауд во время переговоров в Кабинете министров в Киеве. По его словам, Саудовская Аравия заинтересована также в целом в сотрудничестве с Украиной в аэрокосмической сфере. Согласно сообщению пресс-службы Кабмина, инициатива о возможном открытии совместного производства воздушных судов в ближневосточном королевстве исходила непосредственно от высокопоставленного гостя.

Восток диктует спрос. Рынок стран Ближнего Востока уже не первый год является одним из приоритетных для украинских производителей воздушных судов, причем речь идет как о полной линейке выпускаемых нашими заводами пассажирских самолетах, так и о транспортных и военно-транспортных моделях. К примеру, еще с 2001 года ведется совместное производство самолетов Ан-140 в крупном иранском городе Исфахан на заводе HESA. Контракт о совместном изготовлении, проектировании и передаче технологий по Ан-140 между харьковским заводом ХГАПП и иранским HESA был подписан еще в 1995 году, а первый серийный самолет ИрАн-140, собранный совместным предприятием, поднялся в воздух в 2001. В период с 2001 по 2012 было произведено 12 лайнеров, а всего до 2015 всего их планируется выпустить порядка 30.

Как ожидается, по уже налаженной схеме в этой стране будут выпускаться и пассажирские Ан-148/158. Рамочный контракт о сборке здесь Ан-158 был подписан в 2011 г. общая стоимость долгосрочной (сроком до 20 лет) программы должна составить 2,4 млрд долл., она предусматривает поставку иранцам 16-ти машин и сборку еще 64-х в Иране.

Рынок стран Ближнего Востока является вторым (после рынка СНГ) по объемам поставок туда нашей летательной техники, если говорить о статистике за последние 8 лет. В этот регион было продано более четверти всего объема самолетов, произведенных с 2005 года. Речь идет преимущественно о военных и транспортных самолетах. Но перспективы в нише гражданских пассажирских лайнеров здесь у нас не менее воодушевляющие. Согласно опубликованному в этом году исследованию Flightglobal, на воздушные суда вместимостью до 100 пассажирских кресел и летающих на небольшие расстояния приходится сегодня 14% всего мирового авиарынка. Эксперты считают, что именно этот сегмент наиболее гибко приспосабливается под меняющиеся условия рынка, поэтому прогнозируют рост спроса для него на среднесрочную перспективу. Как отмечается в исследовании, двигателями этого спроса станут страны Юго-Восточной Азии (ЮВА), Китай, Ближний Восток и Африка. Именно здесь прогнозируется основной прирост экономики.

Именно в этой нише, где, по оценкам Bombardier, в 2012-2031 годах будет продано 5600 единиц самолетов, находятся самолеты линейки Ан-148/158.

В 2012 году украинские авиастроители собрали две такие машины, которые ожидают своего заказчика в Киеве. План на 2013 год – 12 бортов семейства Ан-148/158.

Африка не отстает. На рынок Африки Украина поставляет сейчас около 15% всех продаваемых самолетов. Хотя еще со времен Советского Союза это направление было одним из приоритетных для сотрудничества в авиапромышленной сфере. Так что перспектива украинских самолетов в странах Черного континента обусловлена прежде всего стареющим парком поставленных ранее самолетов, которые будут требовать замены в самое ближайшее время.

В начале этого года стало известно, что региональными самолетами Ан-148/158 интересуется Судан. Как сообщил министр транспорта Судана Ахмед Бабикер Нахар агентству Reuters, авиакомпания Sudan Airways и правительство Судана в феврале подписали предварительное соглашение с Украиной о поставках 5 единиц техники на сумму более 100 млн долл.

По мнению экспертов, при выборе поставщика в пользу Украины сыграл и тот факт, что североафриканская страна находится в списке стран ООН, к которым применяется торговое эмбарго на поставки оружия и военной техники. Эмбарго не распространяется на гражданские товары, однако крупнейшие мировые авиапроизводители и в нише авиации мирного назначения сотрудничают с такими странами неохотно. Тем не менее, руководство стран-потенциальных поставщиков дает высокие оценки характеристиками украинских лайнеров. «Новые самолеты "Антонова" очень хорошие и имеют высокий уровень безопасности»,— отметил суданский министр Ахмед Бабикер Нахар, комментируя договоренности с Украиной. 

Новые рынки и разработки. В этом году происходили активные поставки самолетов Ан-148/158 в Северную Корею и на Кубу. В первую страну было передано по одному Ан-148 и Ан-158  - эксплуатировать их там будет государственная компания Air Koryo. На Кубу для авиакомпании Cubana de Aviacion до конца года должно быть поставлено 4 лайнера Ан-148/158 (сумма сделки – около 100 млн долл.)

Как известно, Ан-148/158 – это новые разработки украинских конструкторов, эти самолеты были созданы и подняты в небо уже в годы независимости. Но лишь этими моделями новые разработки «Антонова» не ограничиваются. Недавно тут объявили, что предприятие приступило к строительству первого реактивного грузового самолета Ан-178. Этот лайнер разрабатывается с 2010 года как замена для устаревших моделям Ан. Самолет создается на базе пассажирского Ан-158. Один из ближайших конкурентов грузовой машине Ан-178 - это российско-индийский средний транспортный самолет МТА. В первую очередь МТА в варианте военно-транспортного самолета (ВТС) предназначенный для замены машин марки Ан-12 и Ан-26 в ВВС России и Ан-32 в ВВС Индии.

Как сообщают в пресс-службе «Антонова», сборка первого опытного экземпляра лайнера уже подходит к концу. "Завершились подготовительные работы по постройке стапеля фюзеляжа. Изготовлены зоны Ф-1 (носовая) и Ф-2 (средняя). Первые детали – обшивка, стрингера и каркас фонаря Ф-1 – уже заложены в стапель изделия Ан-178. Детали для сборки Ф-2 – в стадии производства", - рассказали на предприятии.

В целом в ГП "Антонов" портфель заказов на одни только Ан-148 и Ан-158 до 2025 года оценивают более чем в 150 самолетов. Самарский авиационный завод "Авиакор", который совместно с ним создает Ан-140, потребность российского рынка в Ан-140 до 2020 года оценил в более чем 100 лайнеров. Хорошие перспективы для нашей техники диктуются не в последнюю очередь конкурентной ценовой политикой. К примеру, в сравнении с российским конкурентом SSJ наш Ан-148 дешевле на 15%.

Господдержка в действии. Однако не секрет, что из-за недостаточного финансирования "Антонову" последнее время удается собирать всего несколько самолетов в год. Предприятие находится в активном поиске кредитов и разных форм внешних заимствований, но проблему нехватки оборотных средств кредиты в получаемом объеме решить не в состоянии. Поэтому немалые надежды, связанные с украинским авиапромом, сегодня возлагаются на Государственную программу активизации экономики на 2013-2014 гг.. Согласно этой программе, Кабинет Министров должен привлечь под государственные гарантии 4,5 млрд. грн. для увеличения объемов серийного выпуска самолетов Ан-148 и Ан-158.

Объем производства запланирован на уровне 144 самолетов Ан-148 и 72 самолетов Ан-158. Уже в следующем году планируется построить 12 самолетов этого семейства.

Среди тех мер поддержки, которых авиастроители также ожидают от правительства - введение пошлин на ввоз иностранных самолетов, конкурирующих с украинской продукцией и запрет на эксплуатацию импортных судов возрастом более 10 лет. Кроме того, в перечне требований фигурируют также списание долгов перед бюджетами всех уровней и соцфондами, и получение ГП "Антоновым" госгарнатии на привлечение уже в этом году кредита в $350 млн для серийного производства Ан-148 и Ан-158.

.

.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
8 мая
7 мая