В первый класс в стране пошли почти полмиллиона ребят. Они сейчас вступают в самостоятельную жизнь, в которой, так или иначе, должен присутствовать один из главных ее атрибутов – деньги. «Взгляд» разобрался, сколько нужно давать первоклашке на карманные расходы.
Полмесяца на адаптацию
В раннем детстве базовые потребности ребенка – в одежде и еде – полностью покрывают родители. Развлекаются дети также вместе с мамой и папой. Но с 1 сентября их жизнь круто меняется: от них требуется усидчивость, терпение, малыши меньше играют и общаются. Если одновременно с этим жизненным переломом родители начнут выдавать ребенку карманные деньги, у него может произойти шок.
Лучше подождать пару недель, пока первоклассник адаптируется и сам поймет, какими могут быть его расходы. Дальнейшее – задача родителей.
«Вместе с ребенком можно составить список его ежедневных расходов, – объясняет соавтор бизнес-школы для детей и родителей «Детки-Монетки» Сергей Биденко. – В первом классе он будет небольшим и может включать транспортные расходы, покупку снеков и каких-то мелких аксессуаров».
Конечно, объем «карманных» зависит от того, где живет семья: в городе или в сельской местности, а также от зарплаты родителей. Но приблизительную сумму можно подсчитать. Это могут быть 3-6 грн на проезд (билеты в оба конца), около 5 грн на воду и столько же на йогурт или сладкий батончик. Аксессуары (заколка для девочки, маленькая машинка для мальчика и т. п.) не должны стоить больше 5-6 грн. В итоге ежедневный расход составляет около 15 грн.
Давайте ежедневно
Взрослые сами не всегда могут планировать затраты, не стоит ожидать этого и от ребенка. Лучший вариант – выдавать первокласснику деньги ежедневно. Через пару лет можно перейти на еженедельную выдачу, а подросткам уже можно давать деньги раз в месяц.
И еще один важный вопрос: купюры какого номинала должны быть на руках у малыша? С одной стороны, крупные банкноты жалко тратить – и он будет учиться бережливости. С другой – он может от чистого сердца заплатить за друзей, а потом остаться голодным.
Выдавать фиксированную сумму лучше купюрами и монетами разного номинала. Ребенок должен учиться складывать и отнимать, давать продавцу нужную сумму, желательно без сдачи.
«Чтобы понять, как чувствует себя ребенок с деньгами, взрослые должны вспомнить, как они сами себя ведут, рассчитываясь за покупки за границей. Ведь там мы находимся в растерянности, подсчитывая стоимость валюты», – объясняет Биденко.
Имея в руках «двадцатку», первоклассник, скорее всего, не будет думать обо всем сразу – ему важно получить товар, и о сдаче он, скорее всего, забудет.
За оценки лучше не платить
Специалисты в один голос твердят, что карманные деньги для ребенка не должны быть «заработком». Ему нельзя выплачивать гонорар за уборку, мытье посуды и выполнение прочих домашних обязанностей. Тем более нельзя давать деньги за хорошие оценки. Ребенок должен понимать, что финансы не решают всех проблем.
Но сейчас многие родители хотят с детства прививать своим чадам тягу к предпринимательству. Выход есть: малышам можно платить за помощь, отличную от домашних обязанностей. Например, за склеивание конвертов, помощь в мытье машины и т. д. То есть за то, за что родители могут платить и другим людям.
Еще психологи рекомендуют обещать в конце года серьезную покупку. Ее выбор должен зависеть от ребенка.
И нужно, конечно, помнить, что карманные деньги никак не могут быть способом загладить свою вину перед детьми за длительное отсутствие общения. Ребенку нужны внимание и любовь родителей, а вовсе не подарки или «откупные», которые могут выдавать чересчур занятые папы и мамы.
Кормят за 4,66 грн в день
Среднюю стоимость школьного обеда в 1-4 классах озвучил директор Центра политических студий и аналитики Виктор Таран. Он перечислил список продуктов, которые положены младшеклассникам обычной школы: тушеная курица (35 г), картошка (150 г), овощи (20 г), хлеб (30 г) и кисель (200 г). «Взгляд» прикинул, что на такую сумму более питательный обед состряпать невозможно. Значит, родители должны помнить: в рюкзаке каждого первоклассника должен лежать бутерброд и яблоко.
«Та же математика»
Сергей Биденко, соавтор бизнес-школы для детей и родителей «Детки-Монетки»:
– У каждого возраста – свои особенности. К началу учебы в школе ребенок воспринимает деньги не только как материальный объект, но и как математику. Он может не понимать, что деньги появляются в результате деятельности, а товар имеет выраженную в них ценность.
Никаких смартфонов
– Родителей первоклассников часто смущает финансовое «неравенство» детей в классе. В Германии объем карманных денег для детей разных возрастов фиксируется отдельным законом. В Украине до такого еще никто не додумался, а взять инициативу в свои руки могут сами родители, высчитав на собрании одинаковый для всех размер ежедневных выплат.
– Не стоит ругать ребенка за избыточные расходы. Пока он учится в младших классах, каждую неделю с ним можно проговаривать его траты, вместе решая, какие из них были лишними.
– Планшеты, смартфоны, электронные игрушки первоклашке совершенно не нужны. Исключение – простой мобильный телефон.