В Умани Черкасской области местные жители полным ходом готовятся к самому большому паломничеству в Украине. Уже через месяц по разным подсчетам к ним в гости прилетят от 25 до 32 тысяч паломников-хасидов из 27 стран мира отпраздновать Рош-ха-Шана (Новый год) на могиле своего духовного лидера рабби Нахмана. «Взгляд» побывал в Умани и узнал: с чего все начиналось, как местные жители готовятся к своему высокому туристическому сезону и как собираются встречать 5774-й иудейский Новый год.
В тесноте, да не в обиде
В советские времена о хасидизме и о самом ребе Нахмане никто и не слышал. Лишь во времена перестройки его могилу отыскали во дворе частного дома. О хозяевах теперь ходят легенды. Поговаривают, что хасиды выкупили участок земли с могилой своего пророка за сумму в долларах с шестью нулями.
В 1980-е годы в Умань тайком приезжало несколько десятков хасидов. Но с каждым годом количество паломников увеличивается. В 2013 году, по предварительным подсчетам, паломников будет уже 25 тысяч – на 5 тысяч больше, чем в прошлом. Местные же говорят, что официальная статистика далека от истины, и, по их прогнозам, в этом году в Умань нагрянет 30 тысяч гостей. Такое количество паломников – главная проблема для города с 90-тысячным населением. Инфраструктура просто не выдерживает такого наплыва. Саму могилу и район, где она находится, местные давно прозвали Хасидским районом.
– Раньше хасиды селились только вблизи могилы, – рассказал «Взгляду» житель улицы Пушкина Александр Карпенко. – Но сейчас их приезжает так много, что вблизи погребения селятся только богачи и хасидские священники. Остальные – по отелям, палаточным городкам и близлежащим районам. Еще несколько лет назад микрорайон Лысая гора не котировался у хасидов – слишком далеко от могилы. А сейчас там уже мини-отели ставят.
– Тесно в городе, – жалуется «Взгляду» местная жительница София Ящишина. – Коммунальщики из-за гостей мусор не успевают вывозить, хлебокомбинат на всех хлеба не может испечь, в магазинах и на рынках очереди. Есть ведь хочется всем – и местным, и паломникам.
Выгодные гости
О заработках местных жителей на хасидах знают далеко за пределами Умани. Больше всего выручают владельцы недвижимости в Хасидском районе.
– Раньше мы в двухкомнатную квартиру селили по 6–8 человек на двухярусные кровати, – говорит местный житель Василий. – Сейчас публика более привередливая. У нас селятся двое каких-то ихних «шишек» – квартиру забронировали еще в начале лета. Будут платить тысячу долларов в день. Василий сознается, что квартира для него – кормилица. За годы паломничества он успел купить квартиру дочери в Днепропетровске, частный дом сыну в Умани, а сейчас копит на второе жилье для себя с супругой. Готовятся к сезону паломничества и торговцы. – Товары у нас стоят намного дешевле, чем в Израиле, или Европе, – рассказывает «Взгляду» продавщица Алена Бабко. – Хасиды охотно покупают еду, товары первой необходимости, игрушки для детей. Из еды предпочитают узнаваемые бренды. Мы с мужем, например, уже весь гараж ящиками «кока-колы» и блоками со «сникерсами» заставили. Их разбирают на ура. В почете у гостей и отечественные блошиные рынки. На сувениры паломники охотно раскупают старые советские вещи. Особенно ценят звериные шкурки. – Кроличьи шкурки в прошлом году можно было продать по 100 долларов за штуку, – продолжает Алена Бабко. – А за лисью готовы были выложить до 500 долларов. Все потому, что они мехом себе одежду и шапки украшают.
В предвкушении барышей и местные таксисты с маршрутчиками.
Для иностранцев у таксистов совсем другие расценки, – говорит таксист Юрий. – Я, например, в прошлом году за день заработал 2 тысячи долларов, правда за баранкой пришлось просидеть 20 часов. Но дело того стоило.
Город в оцеплении
Основная нагрузка во время паломничества ложится на милицию и пожарных. В этом году за безопасность паломников отвечают 129 спасателей и 400 милиционеров.
– Трудно каждый раз, – признался пресс-офицер Гостехногенбезопасности Евгений Кравченко. – Ведь в дни паломничества огромное количество людей собирается на небольшой территории. А в самой синагоге зажигают миллионы свечей – приходится дежурить круглосуточно.
Но больше всего и паломников, и местных смущает огромное количество милиции. Студенты жалуются, что на время паломничества их просят выселиться из общежития, чтобы милиционеры из других регионов смогли разместиться. Сами милиционеры не только следят за порядком, но и оцепляют место паломничества. Причин много – есть и международные террористы, и радикально настроенные «свободовцы», и много заезжих гастролеров с проститутками.
– Я живу на Садовой улице, – рассказала «Взгляду» Татьяна Сербинец. – В прошлом году, пока вынесла мусор из дому, два раза остановили и спросили документы. И это ничего, что я вышла в домашнем халате и в домашних тапочках... Но зато есть возможность неплохо подзаработать на хасидах, ведь зарплаты у нас в провинции не ахти, так что мы миримся с такими неудобствами.
Хасидов бояться — в Умани не жить
«Взгляд» попросил жителей Умани вспомнить самые курьезные случаи из жизни хасидов и паломничества за минувшие годы. Вот что они рассказали:
— Некоторые хасиды не знают, что такое туалетная бумага. Раньше местные часто жаловались на это, ведь вместо бумаги использовалось все, что попадется под руку. Причина выяснилась случайно — просто у себя на родине хасиды пользуются биде. Так что приходится пояснять им перед сдачей квартиры, чем необходимо пользоваться вместо унитаза с краником.
— Во время празднования хасидам запрещено прикасаться к деньгам, выключателям, дверным ручкам и т. д. Местные имеют неплохой заработок с этого, нанимаясь «руками» — нажимать кнопки в лифте, открывать дверь, поворачивать кран газовой плиты или покупать еду.
— Несколько лет назад особо экстремальные хасиды устроили барбекю на балконе съемной квартиры. Там они попытались зажарить козу. Пожарные вовремя прервали пиршество.
— Хасиды очень боятся своих полицейских. Несколько израильских копов приезжает в Умань вместе с паломниками. Своих полицейских хасиды слушают беспрекословно, потому что неповиновение может грозить дальнейшим запретом на въезд в Украину.
— После Рош-ха-Шана хасиды-мужчины должны совершить паломничество актом омовения. Для этого они идут в близлежащий пруд у завода «Мегомметр». Купаются голышом. Несколько тысяч голых хасидов — зрелище не для слабонервных.
— Женщины не имеют права приближаться к синагоге в период Рош-ха-Шана. Жены хасидов приезжают в Умань за месяц до праздника. Для них в синагоге предусмотрен отдельный вход. Даже бывший посол Израиля в Украине Зина Калай-Клайтман не смогла посетить синагогу, и ей пришлось молиться снаружи. Нежелательно во время паломничества приближаться к синагоге и украинкам. Толпа особо религиозных хасидов может вытолкать женщину.