Но чуда не произошло. Количество конструктивных реформ пока можно пересчитать по пальцам, сошлись во мнении опрошенные «Капиталом» эксперты. «Бизнес не видит реальных реформ ни от первой каденции Кабмина, ни от второй», — отмечает исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) Анна Деревянко. По этой причине индекс инвестиционной привлекательности, который подсчитывает ЕБА, в четвертом квартале продолжил снижение и упал до 2,5 пункта с 2,72 в первом квартале. По словам Деревянко, бизнес ожидал усиленной борьбы с коррупцией, существенной дерегуляции и восстановления справедливости в судах, но остался разочарован итогами уходящего года.
Правительство может записать в свои успехи подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, восстановление сотрудничества с Международным валютным фондом и налаживание общения с лидерами других стран, единогласны эксперты. Но едва ли Кабмины Яценюка запомнятся внутренними реформами.
Одна из немногих инициатив, за которые правительство можно похвалить по итогам года, — это дерегуляция, считает и.о. президента Американской торговой палаты в Украине Тарач Качка. В июле парламент принял законы «О стандартизации», «О метрологии и метрологической деятельности» и «О безопасности и качестве пищевых продуктов», подготовленные Министерством экономического развития и торговли во главе еще с Павлом Шереметой. Первый закон предусматривает создание единого национального, но не государственного органа стандартизации и введение не обязательной, а добровольной двухуровневой стандартизации, как в Евросоюзе, — национальных стандартов и стандартов и технических условий, принятых предприятиями, учреждениями и организациями. Второй и третий должны способствовать продвижению украинского экспорта, в первую очередь в Евросоюз.
К полезным наработкам МЭРТ во главе с Шереметой также относится новый закон о госзакупках. Он фактически устранил закупки у «одного участника», урезал количество исключений, при которых применяется неконкурентная процедура госзакупок, сократил сроки госзакупок, и обязал предприятия, осуществляющие госзакупки, обнародовать информацию по этим операциям. Правда, уточняет Качка, этот документ все еще нуждается в доработке.
Кроме того, добавляет исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, правительство заслужило поощрение за сокращение госслужащих, которое можно трактовать как подготовку к реформированию системы госуправления. «Правительство приняло решение о сокращении на 10 % всего количества органов государственной исполнительной власти. Мы из 249 тыс. сократим около 24 тыс. чиновников», — пообещал Яценюк, проводя в конце марта первый в текущем году секвестр госбюджета. Также он предупредил об уменьшении числа чиновников в центральных органах исполнительной власти (ЦОИВ) на 20 %. Слово он сдержал, но частично. На практике 20 %-го урезания государственного персонала так и не произошло. В октябре председатель Нацагентства по вопросам госслужбы Константин Ващенко отчитался, что за полгода, начиная с апреля, под сокращение попали 27 тыс. работников ЦОИВ, то есть около 10 % персонала.
Новый Кабмин Яценюка, в первую очередь, перенял у предшественников эстафету по принятию налоговой и бюджетной реформ, а также законопроектов по дерегуляции и госбюджету на 2015 г., которые и должны были стать его заслугой за первый месяц работы. Предполагалось, что Министерство финансов во главе с Наталией Яресько с помощью консультаций с бизнесом доработает то, что не довел до ума Александр Шлапак и отказался в сентябре утвердить парламент. Однако на практике процесс доработки реформ и госбюджета прошел слишком поспешно и из‑за этого недостаточно прозрачно.
«Сейчас есть мода на консультации властей с бизнесом, поэтому и прежний, и новый Кабмин ведут открытый диалог с ним на рабочем уровне. Но необходимость принимать решения «на вчера» влияет на то, насколько правительство учитывает предложения бизнеса», — рассказывает Тарач Качка. В целом по сравнению с прежними властями, по мнению Анны Деревянко, серьезного прорыва в качестве диалога бизнеса с властями не произошло — как и раньше, власти слышат, но часто не слушают.
Так, Кабмин слишком поспешил с введением электронного администрирования НДС. «Это тот случай, когда лучше бы Кабмин проконсультировался с бизнесом лишнюю неделю и получил бы потом поддержку в парламенте, вместо того, чтобы постфактум доказывать, что инициатива хорошая», — считает Качка. Соответствующий закон Верховная Рада утвердила в июле, а сами НДС-счета должны были заработать с 1 января. Закон страдал от многочисленных недоработок, из‑за чего заслужил критику. Например, в нем не хватало порядка, по которому государство будет погашать задолженность перед компаниями по возмещению НДС, а предусмотренный в нем авансовый порядок выплаты НДС грозил вымыванием 8‑15 % оборотных средств компаний-плательщиков. Нардепы в коалиционном соглашении поддержали бизнес и пообещали отказаться от НДС-счетов, но Государственная фискальная служба на это не согласилась. Одной из немногих уступок ГФС бизнесу стала отсрочка введения электронного администрирования НДС до 1 апреля. И лишь на этапе рассмотрения налоговой реформы в парламентских комитетах бизнес смог достучаться до властей. Нардепы пообещали если не отменить нововведение, то хотя бы отсрочить его на год.
Среди других налоговых инициатив, в которых Кабмин проигнорировал мнение бизнеса, — повышение рентных платежей и расширение числа подакцизных товаров (подробнее о налоговой реформе здесь). Кроме того, правительство совсем не советовалось с бизнесом о временном введении дополнительного импортного сбора в размере 5‑10 %. Между тем такой шаг может негативно повлиять на возможность бизнеса закупать технологический импорт и делать капитальные инвестиции и даже может подорвать конкурентоспособность украинского экспорта за рубежом.
Если планы нового Кабмина на ближайшее будущее задавались предшественниками и поэтому были изначально ясны, то его намерения на более отдаленную перспективу так и остались размытыми. 9 декабря правительство утвердило программу своей деятельности на 2015‑2017 гг. «Эта программа — скорее стратегическое видение, которое нуждается в конкретизации и детализации по каждому направлению», — соглашается Олег Устенко, участвовавший в рабочей группе по разработке программы. В частности, в ней указаны сроки реализации реформ, но теперь нужно создать своего рода техзадание по каждому направлению — кто и что будет делать в деталях и в какие сроки, считает экономист. Также, по мнению директора Фонда «Открытое общество» Ивана Сикоры, программе не хватает показателей для оценки результативности. В ней даже не использовали уже рассчитанные 25 ключевых индикаторов, предложенных в «Стратегии реформ-2020» президента Петра Порошенко. Впрочем, как показывает опыт, правительствам в Украине редко когда приходится отчитываться о выполнении своих долгосрочных программ. Оценку сделанному, как правило, дает уже постфактум следующий Кабинет министров. Не исключено, что так будет и в этом раз.