Крайнее заседание парламента (слово «последнее» применительно к Раде сами депутаты не употребляют, дабы не сглазить) показало любопытную тенденцию. Вместо открытого общения друг с другом лидеры оппозиции коммуницировали через собственных замов. Рассорились?
Яценюка двигают в Кабмин
Проходы между секторами в Раде – чуть больше двух метров. Оппозиционные сектора расположены рядом: долго идти не нужно. И все же Арсений Яценюк отправил «на переговоры» к Кличко своего партийного зама, Андрея Иванчука. Лидер УДАРа, в свою очередь, отрядил к коллеге свою правую руку – Виталия Ковальчука. Тягнибок в этот обмен делегатами вовсе не вмешивался: отсиживался в углу.
Причину столь странного поведения эксперты объясняют просто: лидеры оппозиции утратили влияние на ход событий на Майдане, отчего пребывают в растерянности и относятся друг к другу с подозрением. Арсений Яценюк, поначалу отказавшийся от предложения президента возглавить Кабмин, теперь заявляет, что «готов взять на себя ответственность» – но только если ему доверят формировать правительство полностью. УДАР брать ответственность отказывается. Пусть, мол, коллеги трудятся: мы входить в состав не будем.
Политологи перефразируют закон сохранения массы: если кто-то теряет «очки», другой становится популярней.
«Демонстративное отстранение „Правого сектора“ от оппозиции и ее выход на передний план связаны как раз со слабостью оппозиционеров, – считает директор Европейского института политической культуры Александр Булавин. – Интересно, что радикализм „сектора“ созвучен решительности Анатолия Гриценко, который звал на протесты людей с оружием».
Удержать от стычек
Стоять до последнего и «держать строй» готов не только экс-министр обороны, но и Виталий Кличко. Для политика-тяжеловеса такое заигрывание, к слову, может закончиться печально.
«Не исключаю, что к радикальным заявлениям Кличко подталкивает его окружение, чтобы поднять ему рейтинг. Но, пойдя у них на поводу, Кличко может потерять расположение Запада».
Евросоюз действительно подал оппозиции несколько недвусмысленных сигналов о модели поведения. В ходе дебатов в Европарламенте по «украинскому вопросу» еврокомиссар Штефан Фюле прямо заявил, что «нормальной» оппозиции стоит держаться в стороне от тех, кто швыряет камни в милицию.
«Оппозиция и протестующие должны отмежеваться от радикальных элементов», – подчеркнул Фюле.
По сути, общение между «официальной» оппозицией и радикальным «сектором» происходит посредством нардепа Андрея Парубия: это едва ли не единственный парламентский политик, к которому прислушиваются на улице Грушевского. Именно его сейчас прочат в лидеры митингующих. Но вряд ли даже он сможет удержать «боевых товарищей», если те устанут от перемирия и решат снова перейти в активное наступление.
Тем временем
Протесты зажгут новые политические «звезды»
«Правый сектор» и воины-афганцы заявили о том, что готовы выступать в роли переговорщиков с властью. Более того, им уже удалось провести результативные переговоры с Генпрокуратурой, СБУ и МВД об освобождении задержанных активистов в обмен на разблокирование зданий.
«Действия «Правого сектора» стали для сторонников протестов тем, что так долго ждали от оппозиционеров», - заявил политолог Евгений Магда.
Логичным продолжением этого можно считать намерение «афганцев» и «сектора» участвовать в политических событиях в качестве самостоятельных игроков:
«Наверное, нам скоро надоест нейтралитет. Мы соберемся и подумаем… Будем определяться и идти в политику», – заявил лидер «афганцев» Сергей Червонопиский.
Лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош пошел еще дальше: в его планах – участие в грядущих президентских выборах.
Сброд какой-то, а говорят политики, похоже, что это одно и тоже.