Самая длинная на сегодня узкоколейка в Европе находится в Кировоградской области. Это железная дорога Рудница – Голованевск длиной 130 км, которая ведет из Кировоградской области в Винницкую. Но несмотря на всемирный интерес туристов к ретро-маршрутам, старинная «железка» в бюджет области денег не приносит.
Узкоколейка принадлежит Одесской железной дороге. Многие съемочные группы снимали здесь фильмы именно благодаря раритетному передвижному составу – например, «Захар Беркут» и «1941».
Несколько лет назад в Берлине украинские режиссеры демонстрировали документальный фильм «2033 километра от Эйфелевой башни», где рассказывали о проблемах такой же узкоколейки в Ровненской области – она вторая по протяженности, 106 км. Тогда кинематографистам удалось привлечь внимание европейцев к проблеме закрытия узкоколеек в Украине. Специалисты из турагентства «Bahnagentur Schöneberg» отмечали, что делать этого нельзя. Но, к сожалению, старинные колеи остались только в областях со слаборазвитой туристической инфраструктурой.
«Узкоколейка, которая проходит по западным районам Кировоградщины, могла бы стать туристической изюминкой области, – говорит Николай Луханин, руководитель Одесской железной дороги. – Сегодня от передвижного состава остался один тепловоз и один паровоз. Людей, которые смогли бы ее обслуживать, тоже нет. Однако со временем мы разработаем детальный план, как сделать узкоколейку достопримечательностью.