Мы покупаем все больше и чаще. Активность украинцев-потребителей ничем не уступает аппетитам европейцев. И даже выше: по данным Госстата, за второй квартал года спрос вырос на 5,5% в Украине против 0,2% в странах ЕС. А набор покупаемых товаров все больше похож на европейский: раньше это были в основном продукты, сейчас тратимся на одежду, технику и рестораны.
Легче расстаемся с деньгами
Потребительская активность – это готовность людей тратить деньги на различные товары и услуги. Она оценивается не в суммах денег, а в частоте и разнообразии покупок. Эта активность помогает экономистам вычислять всем знакомое понятие – спрос. Цифры обнадеживающие: за год мы потратили больше 638 млрд грн.
Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований, уверен: спрос растет вместе с доходами.
«Зарабатывать стали больше, это провоцирует и рост спроса на товары и услуги. Если тенденция сохранится, потребление будет увеличиваться», – прогнозирует специалист.
Аппетиты растут в основном у жителей крупных городов, тогда как провинция отстает. В мегаполисах и доходы больше, и народ раскрепощенный. Легче расстается с деньгами.
«А в сельской местности люди практически не покупают продуктов питания, кормятся с приусадебного участка. Да и промтовары склонны использовать дольше, чем городские жители», – пояснил Жолудь.
Больше развлечений, меньше еды
Интересно, что меняется и структура потребления. Госстат подсчитал, что все чаще мы покупаем бытовую технику, обувь, авто. Причина та же – богатеем.
«Когда люди зарабатывают больше, они не начинают вдвое больше есть, – рассуждает Жолудь. – Кто-то частично переходит на другую пищу: меньше хлеба, больше мяса. Большинство вместо этого улучшает качество своей жизни – за счет приобретения промтоваров и пользования всевозможными услугами, отправляется в путешествия».
Не может не радовать и такой факт: мы начали активнее интересоваться искусством и культурой. Простая статистика: у народа появились деньги на театры, выставки и концерты.
«Чем больше материальных благ, тем больше возможностей для самосовершенствования. Не удивительно, что люди не жалеют денег на концерты, выставки, театры, самообразование, посещение всевозможных курсов», – считает экономист Игорь Шевляков.
Оставили Европу позади
Наконец, самое показательное: по росту спроса украинцы уже опережают Европу.
«Кризис отразился на уровне доходов европейцев и на кредитной ситуации в странах ЕС, – рассказывает Шевляков. – Люди, имеющие задолженности по кредитам (а таких среди европейцев подавляющее большинство), вынуждены тратить на них большую часть своих доходов и сокращать потребление. Кризис привел к стагнации потребления: те, у кого есть долги, рассчитываются с ними и затягивают пояса, у кого их нет – более склонны к накоплению на черный день».
В международной компании GFK подсчитали, что за год украинцы могут потратить 2,206 тыс. евро на товары и услуги. В своих подсчетах авторы рейтинга ориентировались на сумму, которую получает каждый житель страны в течение года после уплаты всех налогов.
Откуда такой оптимистичный прогноз у автора? После оплаты за квартиру, телефоны, домофоны, кредитки - денег едва хватает на картофель, зелень, молоко, хлеб и на транспорт. Окаких украинцах идет речь и сколько таких?