Ажиотаж вокруг судебного процесса за рубежом, фигурантом которого вместе с Павлом Лазаренко стала Юлия Тимошенко, вернул интерес к старым уголовным делам против главной оппозиционерки страны. На эту тему есть что рассказать бывшему заместителю Генерального прокурора Украины Николаю Обиходу.
– Николай Сергеевич, что содержится в материалах следствия, которое вы курировали в бытность начальника управления по расследованию особо важных дел ГПУ?
– Так называемое дело «Лазаренко – Тимошенко» в Генпрокуратуре насчитывало 8000 томов – колоссальный объем информации! Мы отследили каналы, по которым денежные потоки уходили со счетов ЕЭСУ за пределы Украины. Деньги выводились под видом оплаты за российский газ, но не шли напрямую в РАО «Газпром», а попадали на счета двух основных фирм, принадлежавших и подконтрольных Юлии Тимошенко и ее мужу Александру, а также их давнему партнеру по бизнесу Александру Гравцу.
Компания United Energy International Limited (UEIL) была зарегистрирована в Великобритании, а Corlan Enterprises Limited имела прописку на острове Мэн. Счета этих фирм находились в трех банках. Хорошая репутация – только у Вестминстерского банка в Лондоне. Два других – на островах Науру и Кипр – вызывали подозрения – как оказалось, обоснованные.
С лондонским банком все было просто. Мы отослали туда запрос о международной правовой помощи, и нам пошли навстречу. А то, что считалось банком на Науру, далеко от классического понимания финансового учреждения. Только представьте: денежные переводы осуществлял запрограммированный авторобот в... Словакии. Мы увидели, что деньги заходили на квазисчета в этом «банке». Тяжелейшей проблемой было разобраться в переадресации платежей. Но мы все равно их отследили.
Однако сложнее всего было работать с банком в турецкой части Кипра. Дожали и его: следствию удалось добыть часть необходимых материалов о движении денежных потоков из этого банка.
– Насколько крупными были эти операции?
– О размахе финансовых манипуляций говорят цифры. На счета компании UEIL в Вестминстерский банк в Лондоне поступило более 350 миллионов долларов. Из этой суммы около 156 миллионов были переведены кипрской компании Somolli Enterprises Limited, также контролируемой семьей Тимошенко. Около половины этих денег транзитом через офшорные фирмы помощника Лазаренко Петра Кириченко пошли на личные счета Павла Ивановича, разбросанные по миру. Мы прошли по всей цепочке, догнав и заблокировав переводы. Американское правосудие также вышло на эти деньги и наложило арест со своей стороны. Расчеты украинских экс-премьеров стали объектом расследования двух стран.
Защитники Тимошенко твердят, что сами по себе переводы денег с одних счетов на другие ни о чем не говорят. Тогда зачем корпорация ЕЭСУ выстраивала такие сложные схемы переводов, конечными пунктами которых были счета в офшорах? В то же время с «Газпромом» за полученный Украиной газ расплачивались товарами или путем различных взаимозачетов, например в виде оплаты транзита голубого топлива в Европу. Как подсчитали ревизоры, ЕЭСУ провела денежные операции на сумму около 1,1 миллиарда долларов. Есть документы о проводке этих сумм. На счета «Газпрома» попала лишь малая часть. Об этом я подробно рассказал в своей книге «Изолгавшаяся», где главные персонажи – это Тимошенко и Лазаренко. Помню, как нардеп от «Батькивщины» Владимир Яворивский, потрясая моим трудом, обещал написать книгу-опровержение под названием «В Обиход правды». Я бы с удовольствием почитал. Но ее нет!
– Наверное, у вас в следственной группе работали доки по части финансов...
– Поиском счетов занимались опытнейшие сотрудники ГПУ. Финансовое образование в подобных делах не обязательное условие, ведь всегда можно привлечь узких специалистов для проведения аудита. Важнее – умение работать с документами. В бумагах обычно отражены все платежи. И задача стоит – перехватить деньги в том банке, где их нашли, пока злоумышленники не провели новую переадресацию. Они надеются, что у следствия не хватит времени выявлять и проверять десятки тайных счетов, куда приходит по миллиону. Со своей стороны банки не всегда приходят следователям на помощь, храня тайну вкладов. Доступ к рядовому банковскому счету можно получить через полтора-два года, только доказав в иностранном суде, что зашедшие туда деньги нечистые. А за это время сумма вполне может исчезнуть. Перерывы в расследованиях тоже не на пользу делу, что видно на примере Тимошенко.
– Но вам же удалось перекрыть каналы вывода «газовых» денег из ЕЭСУ?
– Проверка компании, конечно, усложнила проведение финансовых манипуляций. Но на ЕЭСУ было завязано столько структур. Поэтому нельзя говорить, что мы уничтожили все схемы.
– Считаете, материалы дела «Тимошенко – Лазаренко» сохранились полностью? Могли ли быть попытки уничтожить собранные сведения?
– Уверен, что дело сохранилось. Но действительно высказывались предположения, что некоторые материалы могли исчезнуть. Прокомментировать это я никак не могу, потому что с 2002 года никакого отношения к Генпрокуратуре не имею. Но обращает на себя внимание тот факт, что в 2005 году начальником Главного следственного управления ГПУ был назначен личный адвокат Юлии Тимошенко Виктор Швец. И следственные действия по этому делу также прекратились в 2005 году с ведома тогдашнего Генпрокурора Святослава Пискуна.
– Готовы ли вы к сотрудничеству с юристами Lawrence Graham, нанятой для поиска денег, выведенных из Украины?
– Раз Министерство доходов и сборов наняло британскую компанию, значит, ее специалистам может быть обеспечен полный доступ к материалам следствия. Я готов оказать консультационную помощь, если таковая потребуется. Я же работал с этими бумагами и, в отличие от следователей, только что взявшихся за это дело, знаю, что стоит за каждым документом.
– Возможно ли вернуть деньги в Украину?
– Финансы не лежат мертвым грузом. Их вкладывают в политические и бизнес-проекты. Но возможность отследить, на что потрачены деньги, всегда остается. Ничто не исчезает бесследно. А если правительство сумеет все вернуть, потратить есть куда. Согласно решению Печерского райсуда Киева, Юлия Тимошенко должна возместить солидную сумму в счет нанесенного ущерба. Дело – за британскими юристами.
Спецам из Lawrence Graham стоит почитать книгу Обихода
Николай Обиход, руководивший расследованиями в отношении Юлии Владимировны в 1997-2002 годах, написал книгу «Изолгавшаяся», в которой описывает работу Генпрокуратуры по расследованию дела «Лазаренко – Тимошенко». Юлия Владимировна в те годы занимала пост руководителя корпорации «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ), заправлявшей в газовой сфере. По мнению следователей, деньги, собранные на оплату поставок российского газа, уходили со счетов компании в офшоры. Следствие не было закончено. Однако его материалы могут заинтересовать юристов из компании Lawrence Graham, которая будет представлять интересы украинского правительства в судах США и Швейцарии при рассмотрении дела о возврате огромных денежных сумм, выведенных из нашей страны в 1990-е годы.
Личное дело
Николай Обиход – генерал-лейтенант юстиции, заслуженный юрист Украины, в 1998-2002 годах – зам. Генпрокурора Украины, распутывал дело «Лазаренко – Тимошенко»