Президент Украины подписал закон об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств. По сути, закон вводит сбор продаваемых на территории страны автомобилей.
Закон был принят Верховной Радой 4 июля («за» проголосовали 233 депутата). Его поддержали два крупных отечественных автопроизводителя: «Укравто» и корпорация «Богдан», на продукцию которых сбор не распространяется.
По закону, базовая ставка сбора для легковых автомобилей составит 5500 гривен, а для грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники - 38000 гривен.
Однако итоговая сумма утилизационного сбора будет зависеть от специального коэффициента. Для новых легковых автомобилей коэффициент колеблется в диапазоне 86-550 процентов от базовой ставки (4730-30200 гривен) в зависимости от объема двигателя.
Для авто старше трех лет — 530-3501 процентов (29100-192500 гривен).
Для новых грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники — 50-290 процентов (19000-110200 гривен), а для подержанных — 88-1180 процентов (33400-448400 гривен).
«Укравто» и «Богдан» будут утилизировать свои авто самостоятельно, поэтому сбор с них будет перечисляться в специальный фонд, за счет которого они построят утилизационные мощности.
70 процентов поступлений от сбора (план 2-2,5 миллиарда гривен) будут зачисляться в фонд охраны окружающей среды.
Утилизационный сбор в бюджет должны перечислять лица, которые ввозят авто и кузова к ним из-за рубежа, или же приобретают машины у лиц, которые не являются плательщиками налога.
Идея ввести утилизационный сбор возникла после подобного решения российских властей. Планировалось, что сбор (как ответная мера) будет распространятся только на авто, сделанные в России. Однако позднее сбор коснулся всех машин, проивзеденных за пределами Украины.
Также в начале 2013 года были введены спецпошлины на иномарки самых ходовых моделей (с объемом двигателя до 2200 куб. см), которые увеличили их цену на 6-13 процентов. После активной распродажи машин, завезенных ранее, произошло резкое падение продаж новых авто.