22:29

вторник,
16 апреля

Публикации Країна Суспільство

Секреты профессии бортпроводницы

12.07.2013 / 09:07
Секреты профессии бортпроводницы
Сегодня хозяйки самолетов отмечают профессиональный праздник

Сегодня бортпроводницы всего мира отмечают свой праздник. Эта профессия, вопреки досужему мнению, не заканчивается на проведении инструктажа по использованию спасжилета и раздаче обедов. Стюардессы совмещают в себе навыки опытного психолога, лингвиста, актера, медика, специалиста по сервису и спасателя: знают назубок устройство самолета и могут за полторы минуты эвакуировать пассажиров. Обеспечение комфорта на борту – отнюдь не главная задача. Они отвечают за нашу безопасность и именно поэтому десятки раз могут напоминать пристегнуть ремень и отключить мобильный.

Пустая смс — добрый знак

Бортпроводница Алина Сидак налетала в Международных авиалиниях Украины больше всех – шесть тысяч часов, восемь с лишним месяцев! Алина рассказала «Взгляду» о другой стороне этой романтической и опасной профессии.

В праздник она желает коллегам, чтобы количество взлетов совпадало с числом посадок. Среди летчиков и стюардесс это самое распространенное пожелание. Уже восемь лет после каждого приземления Алина посылает родным в Днепродзержинск пустую смс, которая означает: «все в порядке, я прилетела». Но бывает по-разному. Однажды при посадке в Хургаде самолет врезался в стаю птиц, которые попали в двигатель, двери и разбили лобовое стекло кабины пилота. Началась сильная турбулентность, пилоты отдали распоряжение занять свои места и пристегнуться экипажу и пассажирам.

– Я мысленно вспоминала свои действия в аварийной ситуации: как открывается дверь, как пройдет эвакуация, кто из пассажиров может быть мне полезен. И вдруг услышала сильный хлопок, а по ногам потянуло холодом. Произошла разгерметизация салона, но кислородные маски не выпали, значит – мы на безопасной высоте, угрозы дыханию нет. Я сообщила пилоту о случившемся, но меня заверили, что посадка произойдет в штатном режиме, главное, чтобы пассажиры ни о чем не догадались. Все прошло гладко, даже мои коллеги – бортпроводники начали задавать вопросы, лишь когда увидели окровавленный корпус самолета и треснувшее лобовое стекло.

Несмотря на страсть к путешествиям и диплом по специальности «магистр международного туризма», Алина попала в профессию случайно и в детстве вовсе не мечтала о самолетах. Успешная студентка Университета им. Шевченко разработала авторский метод решения задач по неорганической химии, но нечестный преподаватель вначале раскритиковал, а позже издал книгу с методом Алины под своей фамилией. Так, разочаровавшись в науке, Алина ушла в турагентство, а потом и в авиакомпанию, связав свою жизнь с небом.

– Мы с подружкой просто заполнили анкеты на ресепшене, и уже на следующий день меня пригласили на собеседование. Меня спрашивали, были ли у меня связи интимного характера с турками (я работала в турецкой компании), несколько раз интересовались, какой у меня вес, было много некорректных вопросов. Я стойко выдержала, а позже поняла, что проверяли психологическую устойчивость, ведь пассажиры бывают разные.

Угроза экипажу от VIP

Спустя восемь лет Алина сама проводит первичные собеседования кандидатов в бортпроводники и считает, что здесь нужны люди коммуникабельные, с выдержкой, уверенные в себе, но без нарциссизма. Важное правило: любить людей и помогать им во время полета, будь то звезда шоу-бизнеса или обычный человек. Обучая новичков как инструктор, стюардесса учит делать пассажирам небольшие индивидуальные услуги, которые не указаны в правилах.

– Мне не сложно укрыть пассажира пледом, проинформировать о стыковках рейсов, принести заменитель сахара, если у человека диабет, а вегетарианцу, который забыл заказать спецпитание, отдать свой салат. Я делаю это от души, и люди благодарны и с удовольствием летают с нами еще. Подходят после полета, благодарят: «Я боялся летать, а с вами мне комфортно». Часто приносят цветы, в день рождения мне неизменно присылают несколько букетов. Совсем недавно наш постоянный пассажир преподнес после посадки 37 красивейших роз.

А когда в период каникул летят детские группы, малыши рисуют ее портреты, а потом дарят – выставка рисунков хранится в комнате для брифингов, где экипаж готовится к полету. И хотя позитива в профессии значительно больше, приходится встречаться и с хамами.

Один пассажир, летевший в Женеву на подписание важного договора, решил самовольно пересесть в бизнес-класс, хотя билет у него был в «экономе». Алина объяснила, что сидеть нужно согласно купленным билетам, и попросила занять свое место, но в ответ услышала, что он будет сидеть где захочет, а она будет его обслуживать или получит по голове.

– Это была прямая угроза экипажу. Мы составили акт, вызвали линейный отдел милиции, инспектора безопасности и сняли невоспитанного человека с рейса – это произошло еще до взлета. Жаль, что наши пассажиры не стали свидетельствовать против хама, европейцы в этом плане более активные.

Отдых от макияжа и людей

И все-таки приятностей на работе больше, говорит Алина. Благодаря любимому делу, она побывала во всех уголках мира. Раз в году бортпроводник может воспользоваться сервисным билетом и бесплатно полететь в отпуск. Африка, Австралия, Ямайка, Куба, Канарские острова, арабские страны. Сидак любит Японию, а Европу знает как свои пять пальцев. «География – это судьба», утверждал Наполеон, и Алина полностью с ним согласна. А вот отдыхать предпочитает на безлюдном острове, подальше от суеты – издержки профессии:

– Там я могу неделю пожить без макияжа, маникюра и формы, отдохнуть от общения и немного соскучиться по людям.

К облику бортпроводника авиакомпании выдвигают суровые требования. Желто-синяя униформа: юбка, блуза, обязательный атрибут при встрече и проводах пассажиров – перчатки.

– Сейчас у нас очень удобная форма, несколько комплектов на разные сезоны, можно варьировать и немного изменять образ, что приятно любой женщине. В зимнем наборе есть брюки, а в демисезонном – шикарный плащ, о котором я давно мечтала. В 2009 году дизайнер Ирина Каравай разработала для нас новую форму. Кстати, в спецодежде я могу быть только на работе и по пути следования в аэропорт, даже в магазин заходить запрещается.

В любое время года обязательно носить колготки, обувь – закрытая, каблук невысокий – максимум 5 см (берегут ноги: у стюардесс часто развивается артрит и варикозное расширение вен), украшения допускаются неброские, никаких крестиков – уважение ко всем религиозным предпочтениям, волосы не должны касаться воротничка и не быть окрашены в агрессивные цвета, неброский маникюр с нежным лаком, ногти – короткие. Сдержанный макияж – обязательное условие: в искусственном освещении салона ненакрашенное лицо просто теряется, за ненадлежащий вид могут снять с рейса.

Как и все люди опасных профессий, бортпроводники немного суеверны. К примеру, никто не использует слово «последний», всегда говорят «крайний». Перед рейсом нельзя шить – считается, что можно «зашить дорогу»: стюардесса скорее переоденется, чем примется пришивать отлетевшую пуговицу.

Сегодняшний Международный день бортпроводника Алина не празднует – у нее самый обычный рабочий день на борту самолета.

Все стюардессы проходят жесткий отбор

— Все наши бортпроводники, а на сегодняшний день в компании их 621, проходят очень серьезный отбор, состоящий из проверки специалистами, включая психологов, медицинской комиссии — человек должен иметь 100% здоровье, обучения в тренажерном центре, стажировки и трехмесячного испытательного срока, — рассказала пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая. — Один из важных критериев — возраст: это люди старше 21 года, обязательно высшее образование и свободное знание иностранных языков. Есть требования к росту: для девушек не ниже — 165 см, для мужчин — 175 см, это связано с нормами безопасности: бортпроводнику должно быть удобно дотягиваться до полок с ручной кладью. Кандидат должен быть стрессоустойчив и физически вынослив, ведь одна только тележка для бортпитания весит более 70 кг. Работа на борту — это не только летная романтика, но и очень тяжелый труд.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
16 апреля
15 апреля