Вскоре киевлян ожидает тотальное повышение цены на проезд в общественном транспорте. Предприятие «Киевпастранс», объединяющее трамваи, троллейбусы и автобусы города, заявляет, что реальная стоимость проезда в трех видах транспорта составляет 2,5–3,2 грн, в то время как пассажиры сегодня платят только полторы. Эксперты говорят, что цена поездки в наземном транспорте может повыситься до 2,5–3 грн в июне-июле, после проведения выборов в столице. Как следствие, может подорожать и метро, а тариф в маршрутках — вырасти до 3 грн.
«Киевпастранс» на днях отправил в мэрию свои расчеты реальной стоимости проезда пассажиров на 2013 год. Выяснилось, что одна поездка в трамвае обходится предприятию в 2,51 грн, в троллейбусе — 2,76 грн, а в автобусе все 3,20 грн — что более чем вдвое дороже, чем платят пассажиры сегодня. Новый тариф, по данным «Киевпастранса», должен подняться до уровня 2,81 грн. Между тем в 2012 году средняя фактическая цена проезда составила 2,16 грн.
«Отдельно фиксируются расходы предприятия — фактические и плановые, — поясняет формирование тарифа начальник управления ценовой политики КГГА Василий Яструбинский. — Формула подсчета проста: расходы делят на количество перевезенных пассажиров, полученная сумма и есть экономически обоснованный тариф».
Пока что разницу в тарифах компенсируют из бюджета. В этом году на компенсацию заложили 750 млн грн (из них 170 млн — горбюджет), но подтвердили выдачу только 200 млн, а остальные средства еще под вопросом. Именно поэтому и назрела проблема пересмотра тарифов: городской транспорт за спасибо солярку и электроэнергию покупать не может.
По максимуму, то есть до 3,2 грн, стоимость проезда никто не повысит, уверены транспортные эксперты. По их мнению, цена на проезд в наземных видах транспорта может варьироваться: так, трамвай и троллейбус могут стоить пассажирам по 2–2,5 грн, а автобус — 3 грн.
Метро откликнется
Как следствие, повысить цену на проезд может и метрополитен. Руководство подземки уже не раз говорило, что реальная цена поездки — не две, а все три гривны, и глава КГГА Александр Попов в начале года заявлял, что повышение стоимости услуг метро «назрело давно».
Не отстанут и маршрутки, владельцы которых только и ждут, когда коммунальный транспорт поднимет свои тарифы. «Повышение тарифа пока что невозможно, так как люди пересядут на государственные автобусы, но при этом солярка постоянно дорожает», — сказал глава Киевской городской организации перевозчиков Валерий Липецкий.
В мэрии пока что о конкретных решениях говорить не хотят, очевидно, не желая пугать народ до выборов: любое подорожание негативно сказывается на рейтингах действующей власти. Замглавы КГГА Руслан Крамаренко сказал «Взгляду», что «сейчас вопрос о повышении цены на проезд не стоит».