Киевский метрополитен постоянно жалуется, что не хватает денег на замену старых рельсов, на ремонт и покупку новых вагонов и прочие расходы. «Взгляд» с помощью экспертов выяснил, что эти жалобы — скорее игра для выбивания денег из бюджета. Хотя при желании подземка могла бы и сама заработать больше. В частности, на рекламе и сдаче в аренду торговых площадей.
Метро пугает
Согласно официальным сообщениям метрополитена, за 2012 год предприятие «заработало» 345 млн грн убытка. Как результат — «кризисное финансово-экономическое положение». Если раньше все заявления об убыточности администрация метрополитена сопровождала просьбами поднять цену на проезд, то теперь появилась новая «страшилка»: рельсы изношены, денег на замену путей нет, пассажиры в опасности, будем замедлять движение поездов. И все это как раз накануне утверждения сметы горбюджета на 2013 год.
Как вчера сообщили «Взгляду» в пресс-службе подземки, на замену 8,5 км изношенных рельсов необходимо 8,7 млн грн, еще 5,7 млн нужно на сопутствующие материалы: шпалы, переводные и мостовые брусья. Итого — более 14 млн грн.
Только на рекламе —
2 млн в месяц
Официальных данных о расходах и доходах метрополитена за 2012 год пока нет, но известно, что метро перевозит в день более 1 млн пассажиров, то есть кассы собирают около 2 млн грн (при стоимости проезда 2 грн). За первое полугодие 2012 г. оплата проезда принесла в казну подземки 364 млн грн. В частности, предприятие получает компенсацию за перевозку льготников из горбюджета (за первые 6 месяцев прошлого года — 14,2 млн грн) и из госбюджета (за тот же период — 64,3 млн грн).
Пассажиры ежедневно наблюдают и еще один сверхприбыльный источник дохода — рекламу в вагонах, на эскалаторах, проекторах, мониторах, стенах и даже на потолках станций.
— Существует до 100 видов размещения рекламы в метро, — говорит директор рекламного агентства ADVMODERN Олеся Плохих. — Реклама приносит отдельным рекламным компаниям огромные прибыли.
Конечно же, деньги получает и метрополитен: рекламные агентства берут лишь 3–10% от того, что платит заказчик. А львиную долю своих средств рекламодатель отдает за аренду площади — эти-то деньги и должны капать ежедневно в казну подземки.
Подсчитать, насколько большой куш срывает метро на рекламе, несложно. К примеру, заклеить станцию метро «Майдан Незалежности» рисунками майонеза или кофейных стикеров — стоит немало. Аренда под рекламу 1 кв. м в метро стоит примерно 100 грн в месяц (зависит от ее расположения и размера, от станции и срока аренды). На одной станции такой полезной площади может быть от 400 до 1000 кв. м.
Выходит, что одна брендированная станция подземки приносит до 100 тыс. грн прибыли в месяц (1,2 млн в год).
— Сейчас цены подскочили (в сентябре прошлого года КГГА подняла ставки на размещение рекламы. — «Взгляд») и многие площади пустуют, но по примерным подсчетам, с учетом подорожания, метро получает от рекламы не менее 2 млн грн в месяц, — уверена Олеся Плохих.
То есть с сентября по декабрь метрополитен теоретически на рекламе заработал около 10 млн грн, а за весь прошлый год — более 20 млн. Однако в самой подземке официально называют другие цифры: 4,5 млн за первое полугодие и 8,2 млн за 2011 год. Куда «исчезают» доходы — вопрос, скорее, к контрольно-ревизионным органам.
Зарабатывает метрополитен и на аренде помещений под торговлю — тут официальные цифры уже близки к реальным: 4 млн грн в месяц, или до 50 млн в год. Существуют и другие виды заработка, помельче. Например, на станциях и в тоннелях нередко снимают музыкальные клипы или сцены кинофильмов. За одну ночь аренды станции метрополитену платят около 20 тыс. грн. Выходит, что за два с половиной месяца на рекламе и аренде помещений вполне можно заработать необходимые 14 млн грн для ремонта и обновления путей, разрушением которых пугают пассажиров.
Между тем в мэрии уже пообещали выделить на ремонт изношенных путей 15 млн грн, а на все нужды метрополитена в этом году в бюджете предусмотрели 388,4 млн.