00:39

воскресенье,
01 августа

Публикации Мир Политика

Готовится ли самопровозглашенный президент Беларуси Александр Лукашенко к транзиту власти?

17.02.2021 / 05:40
Готовится ли самопровозглашенный президент Беларуси Александр Лукашенко к транзиту власти?
Александру Лукашенко очень тяжело расставаться с властью. И как показало состоявшееся в конце прошлой недели Всебелорусское народное собрание, он и не собирается этого делать в ближайшие годы.

 

В период затяжного политического кризиса самопровозглашенный президент Беларуси стремится восстановить контроль над страной и пытается выиграть время, имитируя готовность провести конституционную реформу, которую пообещал в пик белорусских протестов.

Лукашенко выступал на этом собрании долго и сумбурно. В четырехчасовом спиче он традиционно возложил на Запад ответственность за протесты и провел аналогии между акциями в Беларуси и «делом Навального» в России. А закончил его не менее традиционным призывом беречь Беларусь и никому не отдавать: «Потому что любимую не отдают!». Но о самом главном — будущей конституционной реформе и возможном транзите власти — было сказано под конец речи и немного.

Ключевые месседжи таковы. Первое: проект новой конституции будет подготовлен в течение года и вынесен на референдум в начале 2022-го. Второе: необходимо реформирование политической системы, но Беларусь должна оставаться президентской республикой. Третье: Всебелорусское народное собрание планируется сделать конституционным органом, который будет «стабилизатором, зонтиком всей страны на какой-то промежуток времени. Чтобы сохранить страну».

Что касается досрочных президентских выборов, которые Лукашенко ранее обещал провести после конституционной реформы, то об этом он и не вспоминал. Зато выдвинул ряд условий своего «исхода из власти». Первое: «В стране мир, порядок, никаких протестных действий». Второе условие предполагает гарантии безопасности: «Если сложится так, что к власти придут не те, и у них будут другие взгляды, вторым пунктом мы запишем, что ни один волос с вас, сторонников нынешнего президента, упасть не может».

Всебелорусское народное собрание, участие в котором оппоненты режима проигнорировали (за исключением, пожалуй, лишь представительницы «ручной» оппозиции Анны Канопацкой), не способно повлиять на ситуацию в стране. Но Лукашенко использовал его, чтобы реализовать стратегию удержания власти и консолидировать своих сторонников, легитимизировать режим и расширить поле для маневра как внутри страны, так и за ее пределами. Речь идет о том, чтобы продемонстрировать гражданам готовность власти к реформам, а России и Западу показать поддержку режима «снизу».

Пока в Беларуси протесты идут на спад. Но весной ожидаются новые акции противников режима. Восстановить их масштабность сложно, если для этого не будет создан серьезный повод. Поэтому жестко расправляясь с «протестунами», Лукашенко одновременно имитирует реформы и готовность к диалогу, стремясь окончательно сбить волну протестов. В общем, год-второй он еще сможет удержаться у власти. Но вернуть в полной мере контроль над страной Лукашенко уже не удастся. Что еще более обостряет вопрос о преемнике. Тем более что о нем задумываются и на Востоке, и на Западе.

Собственно, преобразование Всебелорусского народного собрания в конституционный орган — это часть новой конфигурации власти, которую Лукашенко оформляет, готовясь к потенциальному уходу с должности главы государства. По словам самопровозглашенного президента Беларуси, Конституцию надо менять, «потому, что такие полномочия, которые есть сегодня у главы государства, у президента, очень тяжелы для человека, и не факт, что в будущем этот человек придет к власти и выдержит эти полномочия».

В этой схеме Всебелорусское народное собрание — способ сохранить Лукашенко полномочия в условиях транзита власти. Но опасность для власти самопровозглашенного президента Беларуси исходит не только от сограждан, но и от поддержавшего его союзника — Владимира Путина. Ведь интересы России остались прежними: усилить военное присутствие в Беларуси, войти в ее экономику и приватизировать крупные госпредприятия, чему Лукашенко сопротивлялся долгие годы, и, наконец, посадить в президентское кресло своего человека.

Без российской поддержки Лукашенко было бы куда сложнее удержать власть. Но Кремль также заинтересован в наиболее быстром транзите власти по российскому сценарию, предусматривающему, что формально суверенная Беларусь остается в зоне влияния России с пророссийским руководством. Не случайно на прошлогодних президентских выборах Кремль разыгрывал и карту своих кандидатов — Виктора Бабарико и Валерия Цепкало, которых соответственно поддерживали конкурирующие «Газпром» и «Уралхим».

В Кремле заинтересованы в том, чтобы Лукашенко вел диалог с пророссийской оппозицией. И в Москве заинтересованы как в досрочных президентских выборах, так и в присутствии в парламенте пророссийской партии. Политическая ослабленность самопровозглашенного президента, казалось бы, облегчает россиянам реализацию этих планов. Но пока Лукашенко не собирается выполнять пожелания Москвы. Российские эксперты отмечают: ни одна из сочинских договоренностей с Путиным — по трансформации власти, конституционной реформе, диалогу с оппозицией, прекращению неоправданного применения силы — за прошедшие месяцы реализована не была.

В конце февраля в Сочи состоится очередная встреча между Путиным и Лукашенко. По словам главы МИД Беларуси Владимира Макея, лидеры двух государств обсудят конкретные вопросы углубления интеграции двух стран. По информации российского «Коммерсанта», Минск может рассчитывать на получение очередного российского кредита в размере 3 млрд долл. Напомним, что в декабре российское правительство одобрило проект соглашения о предоставлении Беларуси кредита на сумму 1 млрд.

Ожидается, что в Сочи Путин будет оказывать давление на Лукашенко, дабы тот выполнил достигнутые ранее договоренности, и передаст план дальнейших действий. Ведь озвученные на Всебелорусском народном собрании планы самопровозглашенного президента Беларуси не устраивают Россию. Но готов ли Лукашенко выполнять ранее достигнутые с Путиным договоренности? А к «углубленной интеграции»?

Как продемонстрировало выступление Лукашенко на Всебелорусском народном собрании, на уровне риторики он делает необходимые заявления об интеграции Беларуси с «нашей братской Россией». А Макей в своем выступлении даже предположил отказ от принципа нейтралитета Беларуси, поскольку «нейтральным сегодня оставаться невозможно». Впрочем, говоря об интеграции, Лукашенко делает оговорку: «Нельзя перепрыгивать через этапы. Нельзя перенапрягать обстановку ни в России, ни тем более в Беларуси».

Жесткими мерами сбив протесты и удержавшись у власти, Лукашенко, легитимность которого не признается международным сообществом, тем не менее вновь пытается вернуться к привычной для себя политике балансирования между Россией и Западом, стремясь выторговать у Москвы побольше денег и скидок на энергоносители. По данным «Новой газеты», за двадцать лет Москва потратила на поддержку Минска более 109 млрд долл. Около 100 млрд из этой суммы составили скидки на нефть и газ, еще 9 млрд — госкредиты.

Сегодня на позицию российского руководства определенное влияние оказывают протесты россиян, вышедших на улицы после осуждения Навального, и реакция международного сообщества. Кроме того, Москва должна учитывать и расширение китайского влияния в Беларуси. Не случайно в выступлении Лукашенко столь большое внимание было уделено сотрудничеству с Китаем. Так что Лукашенко вполне могут удасться его игры с Путиным, и он сможет получить политическую и финансовую поддержку Москвы, даже несмотря на то, что предыдущие сочинские договоренности не выполнены.

Владимир Кравченко, обозреватель отдела международной политики

Источник

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
31 июля
30 июля