В крупных супермаркетах бытовой техники практически на каждый товар покупателю предлагают оформить страховку. И если гарантия от производителя обычно покрывает риск производственных дефектов, то страховка якобы возместит ущерб от любого внешнего воздействия.
Коварный полис
Киевлянка Алена Никишина покупала пылесос. И, доставая из кошелька 700 грн, с интересом выслушала предложение менеджера застраховать покупку.
— Консультант сказал, что страховка на год стоит 39 грн, а на два года обойдется в 69 грн, — рассказывает Алена. — При этом, если пылесос сломается, его украдут, он пострадает в пожаре или при затоплении квартиры в течение действия полиса, то я получу назад его стоимость. Более того, продавец объяснил, что полис включает в себя также мою ответственность перед третьими лицами за причинение им неудобства данной покупкой. Скажем, если при пожаре пылесос сгорит и причинит ущерб соседям, то я могу рассчитывать на компенсацию его стоимости и оплату ремонта, а соседям компания возместит все убытки.
Сначала женщина отказалась от услуги, но потом посчитала, что 69 грн — не такие уж большие деньги за шанс, что ей вернут стоимость испорченного товара, и на следующий день приобрела полис. Однако когда через год пылесос сгорел, денег своих она так и не увидела. В страховой компании сказали, что случай не считается страховым, поскольку полис должен быть оплачен в один день с покупкой товара.
Поломки не считаются
Частный юрист Виталий Баюн, которому приходилось иметь дело с жалобами покупателей на страховщиков, рассказал о нормах такой практики. Как выяснилось, истребовать у компании выплату практически нереально, поскольку в договоре прописан минимум страховых случаев. А перечень исключений, согласно которым компенсация не положена, намного больше.
— Происшествия, которые чаще всего выводят технику из строя, как раз не являются страховыми и в договоре прописаны как исключения для выплат, — говорит юрист. — К примеру, если техника пришла в негодность из-за перепада напряжения, незаземленной розетки или же выяснится, что хозяин забыл ее выключить, то он не получит никаких денег.
Есть и совершенно необычные условия, при которых страховка не выплачивается. К примеру, если технику украли или она в силу каких-то причин пришла в негодность, то страховщики выплатят деньги только в том случае, если происшествие имело место там, где проживает хозяин, — это потребует отдельного доказательства.
Важно знать
В магазинах быттехники и электроники до сведения покупателей обычно не доводят все правила и тонкости страхования техники. Но согласно законам «О страховании» и «О защите прав потребителей» покупатель должен не только обладать всей информацией, но и получить этот перечень на руки. Обычно продавец рассказывает о выгоде страхования, а покупатель ставит свою подпись в документах: якобы с правилами ознакомлен. Хотя, если такой документ в магазине и имеется, его все равно никто не читает. В итоге покупатель, оставляя свой «автограф», полагает, что все необходимое уже узнал от консультанта