Почти 60 лет назад, в августе 1953 года, первые гудки паровоза известили киевлян об открытии Малой Юго-Западной магистрали. Работали две станции: Спортивная (сейчас – Яблонька) и Пионерская (Вишенка). Немецкий паровоз ГР-336, который провел первый поезд, до сих пор катает ребятишек по праздникам и в дни открытия и закрытия сезона.
Здесь все по-настоящему – рельсы, тепловоз и вагоны, платформы, светофоры, диспетчерские, билетные кассы. Только на всех постах работают дети от 10 до 15 лет. Мечта любого мальчишки – стать за пульт управления тепловоза, профессия машиниста – самая престижная. Девочки работают дежурными по станции, диспетчерами движения, проверяют билеты (роль компостера играет обычный дырокол).
«Внимание-внимание! Поезд отправляется от станции Яблонька, время следования до станции Вишенка – 5 минут», – громко оповещают ребята. А по пути рассказывают нам о малой магистрали. Единственное, чего не доверяют юным железнодорожникам, это деньги – в кассе работают взрослые. Билеты на 10-минутное путешествие недешевые: взрослые – 15 грн, детские – 11 грн 24 коп., малышей до 6 лет пускают бесплатно. За сезон на детской железной дороге успевают прокатиться более 15 тыс. пассажиров.
Кузница кадров
Чтобы освоить профессию железнодорожника, ребята обучаются 4 года. Осень и зима – теория, а с мая по август – практика. Сейчас стажируются 400 школьников. Обучение в кружке «Юный железнодорожник» бесплатное, каждому ученику выдается форма – синяя рубашка, пилотка, галстук. За труд на «железке» детям не платят. Многие ребята получают направление на обучение в профильные училища, техникумы, вузы. Сотни юных железнодорожников, получив практические навыки, работают на большой железной дороге. Дима Туровец, студент киевского электромеханического колледжа, уже семь лет водит тепловоз на ДЖД и несколько лет стажируется помощником машиниста на Юго-Западной.
– Решил связать жизнь с железной дорогой. Я тепловозы люблю, это живая машина, у нее душа есть и настроение. У нас их почти не осталось, электровозами заменили. Может, в Россию уеду. Стараюсь следовать заветам старых машинистов. У паровозников была примета – если перед поездкой не поесть сала, машина забуксует. Более современная – перед отправлением нельзя фотографироваться у поезда, иначе что-то случится.
Опытный машинист-инструктор Анатолий Максимов, более 30 лет водивший поезда на большой дороге и уже 12 лет обучающий детей на малой, больше полагается на знания.
– Труднее всего донести до детей тяжелый технический материал о локомотивах так, чтобы они поняли, разобрались. Они знают и сигнализацию, и инструкцию по движению, и устройство тепловоза: как с ним обращаться, как приласкать. Летом, конечно, в кабине жарковато без кондиционеров. Когда температура под 40, прекращаем движение, чтобы не мучить детей.
Уже шестеро ребят, учеников Максимова, работают на ЮЖД машинистами, десятки – помощниками машинистов, многие осваивают профессию железнодорожника в колледжах и вузах.
Анатолий Григорьевич объясняет детям, что профессия машиниста нелегкая – иногда для отдыха слишком мало времени остается. Если раньше ориентиром служили путейские будки, то теперь полотно нужно знать на память.
– Я по кустам ориентировался, знал, где убавить, а где поддать. А если туман – стоит белая стена, ничего не видно, ведешь по памяти, это очень ответственная работа – за тобой сотни жизней. Были случаи, что под колеса бросались – первый раз я неделю есть не мог, это страшная душевная травма. Тормозной путь состава – около километра, человек оказывается под 20-м вагоном, сделать ничего нельзя. Всему этому мы учим детей здесь, ведь вокруг парковая зона и люди иногда в нетрезвом состоянии гуляют, тоже начеку нужно быть.
Каждому городу – детскую дорогу!
Сейчас в распоряжении юных железнодорожников два тепловоза ТУ-7А, на которых проходит практика. Каждый ученик, претендующий на роль машиниста и помощника машиниста, обязан сдать экзамен, что удается далеко не каждому. Эта профессия – самая ответственная на ДЖД, поэтому юных машинистов в поездках по Сырецкому парку обязательно сопровождает опытный машинист-инструктор. Более 20 км/ч поезд не разгоняется, но ребята признались, что им удавалось раскочегарить тепловоз до 50 км/ч. Анатолий Григорьевич говорит, что в последние годы существенно обновили материально-техническую базу: появились более совершеннные компьютеры, макеты, плакаты, пособия, два года назад установили тренажер пульта машиниста электровоза. Сетует, что классы маленькие, иногда не хватает мест для детей: построить бы новый учебный корпус. А тепловозы и вагоны нуждаются в ангарах – зимой они стоят под открытым небом, ржавеют, приходят в негодность, а им уже немало лет.
– Жаль, что у нас протяженность маленькая, всего 2,8 км, – говорит 15-летний Алексей Петров, помощник машиниста, начальник смены. – Вот в Запорожье дорога – почти 10 км, она и зимой работает, единственная в Украине. Маршрут более интересный: через лес, мимо залива Днепра, там очень красиво. Были предложения перенести киевскую дорогу на ВДНХ или в Пущу-Водицу, но думаю, это нереально. Хоть бы осталось то, что есть. Если ЮЖД приватизируют, детской дороги не станет. Радует, что донецкая дорога нам обещала подарить несколько вагонов, они у них лишние, а наши уже очень древние.
Алексей – фанат железных дорог. Заметив, что в середине сезона пассажиропоток уменьшается, он решил открыть официальный сайт детской железной дороги, чтобы дополнительно информировать киевлян и гостей о новостях на узкоколейке. На ресурсе много архивных фотографий, история, уникальные факты о малых железных дорогах Украины и СНГ. Киевская знаменита старым паровозом и самым большим инженерным сооружением – виадук высотой 20 м и длиной 100 м, через который идет состав, считается уникальным. Юный железнодорожник планирует поступать в Институт инженеров транспорта и со временем занять пост начальника ЮЖД. А все для того, чтобы в каждом облцентре появилась своя малая железная дорога
Такие разные «железки»
В Украине работает 8 детских железных дорог, и каждая имеет свои особенности.
Киевская – единственная имеет паровоз ГР-336, а по пути – 20-метровый виадук.
Днепропетровская – самая старая в стране, построена в 1936 г.
Запорожская – самая протяженная, длина – 9,4 км, работает круглый год.
Харьковская – больше всего вагонов (6 шт. – ПВ40, 6 шт. – PAFAWAG).
Луцкая – самая северная.
Донецкая – самая восточная.
Львовская – работает последний в мире тепловоз ТУЗ-039
Ровненская – открыта в День Победы, 9 мая 1949 г.