В теории новый закон должен отменить действующий декрет Кабмина "О системе валютного регулирования и контроля", принятый еще в 1993 году, и установить новые правила игры на валютном рынке по принципу "разрешено все, что не запрещено" уже с 7 февраля 2019 года.
Но сразу после принятия закона в Нацбанке предупредили, что валютная либерализация не будет мгновенной: часть валютных ограничений все равно останется.
Правда, что именно будет изменено, до недавних пор не было известно.
Закон был принят больше трех месяцев назад, но только накануне Нацбанк презентовал свою концепцию валютного регулирования и рассказал, каких валютных послаблений стоит ожидать рынку.
Как оказалось, изменится очень немногое.
Как изменится валютное регулирование
Самое большое изменение коснется нормативно-правовой базы. Сейчас нормы, которые касаются валютного регулирования, закреплены в 56 документах — это декрет Кабмина, а также ряд положений и правил самого Нацбанка.
Вместо них появятся 7 новых регуляций, которые будут касаться таких направлений:
- Структура рынку и торговля валютными ценностями.
- Порядок расчетов, операций по покупке и трансграничные переводы валюты.
- Трансграничное перемещение валютных ценностей.
- Критерии принятия мер защиты и их общий перечень.
- Меры защиты на валютном рынке и порядок их применения.
- Другие инструменты стабилизации денежно-кредитного рынка.
- Соблюдение сроков расчетов.
Планируется, что эти семь документов будут содержать исчерпывающую информацию, которая касается регулирования валютного рынка. Правда, ознакомиться с проектами документов еще нельзя.
"Проект каждого из постановлений мы планируем обсудить с банковским и экспертным сообществом, прежде чем окончательно завершить их обработку и обнародовать их финальную версию для ознакомления общественности за месяц до вступления в силу", — заявил замглавы Нацбанка Олег Чурий.
Пока очевидно только одно: в новых нормативно-правовых актах Нацбанк продублирует практически все действующие сейчас валютные ограничения.
Какие послабления будут для бизнеса
Кое-какие изменения для бизнеса все-таки будут. И коснутся они в первую очередь компаний, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью.
Первое. Нацбанк продлил предельный срок осуществления расчетов по экспортно-импортным контрактам — с действующих 180 дней до 365 дней.
Причем, если сейчас за нарушение сроков расчета компанию могут лишить возможности заниматься внешнеэкономической деятельностью, то после 7 февраля таких жестких санкций уже не будет.
Заместитель главы правления ПУБМ Артур Загородников считает, что изменение будет полезно юрлицам, которые работают с компаниями, например, из Китая.
"Очень часто такие резиденты нарушали законодательно установленные сроки расчетов на несколько дней из-за того, что не могли повлиять на сроки перевозки товара", — поясняет банкир.
Второе. Еще одно изменение касается отмены валютного надзора для экспортно-импортных операций до 150 тыс. грн.
Эту сумму планируется увеличить до 300 тыс. грн, если будут внесены изменения в закон "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".
Новая норма, скорее, упростит работу сотрудников банка.
"Согласно данным НБУ, украинские компании в год заключают около 2,5 млн экспортно-импортных контрактов. При этом около 40% от этих контрактов по количеству — на суммы менее 150 тыс. грн, что в денежном эквиваленте составляет всего лишь 3% от общей суммы таких контрактов", — подсчитал Загородников.
Правда, как и раньше, компаниям нужно будет предоставлять все документы, но не перед совершением операции, а после. К тому же все документы будут необходимы, например, при проведении проверки компании.
Третье. Станет проще инвестировать за рубеж. Вместо индивидуальных лицензий для юрлиц будут действовать электронные лимиты — аналог системы, которая сейчас действуют для частных инвесторов.
Компания доказывает легальность происхождения средств и указывает целевое назначение операции, а банк, в свою очередь, вносит всю информацию в реестр, который ведет НБУ.
Фактически, банки, разрешив вывод средств за рубеж, несут ответственность за принятие решения о правомерности выдачи е-лицензии.
Система электронных лимитов будет распространяться на инвестиции за рубеж, членские взносы, бонусы, финансовую помощь, покупку доли в капитале, кредиты нерезидентам, участие в тендерах, выплату премий, бонусов и прочее.
Сейчас в год компания может инвестировать за рубеж до 2 млн долларов. Какова будет общая сумма новых электронных лимитов, пока неизвестно.
Четвертое. Упростится и привлечение финансирования на внешних рынках. Если сейчас компаниям приходится регистрировать в НБУ все сделки по привлечению средств, то в следующем году будет действовать разрешительная система.
Кроме того, компании, которые покупают валютные ОВГЗ, смогут проводить операции по ним в валюте.
В то же время ряд операций с валютой по-прежнему под запретом. Например, компании не смогут просто так купить валюту и, например, разместить ее на депозите.
Не будет и ожидаемого некоторыми игроками свободного движения капитала: все операции так или иначе будут под контролем и, вероятнее всего, по ним будут действовать ограничения на объем операций в год.
Какие дополнительные опции получат частные лица
Основное нововведение, которое получат физлица — возможность онлайн обмена валюты.
До национализации такая услуга действовала в мобильном приложении Приват24 Приватбанка, что вызывало возмущение большинства розничных кредитных учреждений, потому что де-юре такие операции были запрещены. После вхождения государства в капитал банка Приватбанк запретил подобные операции.
Новая опция позволит не просто купить онлайн валюту и сразу зачислить ее на свой счет, но и покупать-продавать валюту, чтобы заработать на разнице курса. При этом на такие операции будет действовать лимит — не более 150 тыс. грн в день.
Для инвестирования за рубеж, как и сейчас, необходимо будет получать индивидуальную валютную лицензию НБУ. Максимальная сумма — 50 тыс. долларов в год. Повышать лимит в Нацбанке пока не планируют.
Еще одна новая возможность — заключение накопительных договоров страхования в валюте. Накопительные договора страхования заключаются на 10-15 лет. За это время гривня может существенно девальвировать, поэтому, чтобы защитить накопления клиентов, страховщики предлагают заключать договора страхования с привязкой к валюте.
Это значит, что клиент вносит по договору гривню по курсу НБУ на день оплаты, страховщик переводит эту сумму в валюту и инвестирует в различные инвестиционные инструменты, а по окончанию срока действия договора страховая компания вновь проводит валютообменную операцию — продает валюту и покупает гривню, чтобы выплатить клиенту.
Со следующего года украинцы смогут накапливать средства непосредственно в валюте.
Как изменения отразятся на курсе гривны
Финансисты считают, что влияние на курс от анонсированных мер будет минимальным.
Во-первых, большинство нововведений, по сути, это продолжение политики постепенной валютной либерализации, которой уже несколько лет придерживается НБУ.
Действующие ограничения снимаются только в том случае, если их отмена не несет никакой угрозы для стабильности курса.
Исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский считает, что НБУ устранил очевидно неадекватные в 2018 году ограничения вроде запрета на валютообменные операции граждан онлайн.
"Такая "либерализация" никак не повлияет на валютный рынок, поскольку она мало что изменит. Ее можно скорее назвать умеренной дебюрократизацией валютных операций", — утверждает эксперт.
Когда стоит ожидать глобальной либерализации
Глобальной валютной свободы и свободного движения капитала пока не предвидится. В Нацбанке обещают, что дальнейшая валютная либерализация начнется только после достижения макроэкономической стабильности.
Таким образом Нацбанк пытается уберечь валютный рынок от резких колебаний и возможного резкого оттока валюты из страны или различных спекуляций с валютой.
Вышлинский считает, что Нацбанк чересчур осторожен.
"Новый закон дает НБУ полную свободу в валютном регулировании. И если ранее можно было ссылаться на Декрет как источник ограничений, то теперь вся ответственность за них лежит на НБУ", — считает он.
В любом случае, 2019 год — год двойных выборов, поэтому кардинальных послаблений в следующем году ожидать не приходится.