Подводя итог, Яценюк заметил: все, что можно было сделать и решить в нынешней ситуации — было сделано. И ему не стыдно. В то же время наблюдатели остались в полном недоумении: оказывается, Арсений Петрович, мягко выражаясь, был весьма неточен в своем спиче и допустил огромное количество оговорок и ошибок. Многое из того, что он пытался выдать за достижения, записать в актив себе и своему Кабинету, не соответствует действительности и в принципе не является достижением.
Мы, использовав мнения экспертов и наши собственные материалы, публиковавшиеся во «Взгляде», покажем лишь несколько из таких несоответствий, наиболее ярких.
Ассоциация с ЕС
Что говорит премьер
«Первое и самое главное — Соглашение с ЕС. Мы подписали и ратифицировали Соглашение, начали выполнять Соглашение о политической ассоциации и экономической интеграции со странами-членами ЕС... В рамках экономического аспекта Украина получила одностронний доступ на европейские рынки. Мы можем продавать свои товары на территории ЕС, и есть первый позитивный показатель — на 12% вырос экспорт украинской продукции в страны-члены ЕС — а это плюс 1,5 млрд долл. США».
Что на самом деле
Эксперт Совета предпринимателей при Кабмине Сергей Кравченко:
«На европейские рынки попадать непросто. Обещали снять ряд таможенных пошлин, однако их не сняли. В целом бизнес не ощутил реформы ни на таможне, ни в Налоговом кодексе, нигде. По-прежнему процветает коррупция».
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко:
«Договор об ассоциации, к сожалению, оказался бессмысленным. О нем уже через несколько лет все забудут. Евросообщество отказалось выполнять эти соглашения, наложив на них вето. Что касается роста экспорта — да, в ЕС он вырос — на 1 млрд, при этом мы полностью потеряли экспортные рынки в России — а это 4 млрд».
Визы в Европу
Что говорит премьер
«Второе — это безвизовый режим. Мы перешли к следующей стадии безвизового режима... То есть, это одно из ключевых заданий, выполнение нашего базового принципа касательно свободного перемещения граждан — безвизовый режим со странами-членами ЕС».
Что на самом деле
По прогнозам общественной инициативы «Европа без барьеров», Украина может рассчитывать на реальный безвизовый режим в Европу для своих граждан лишь через полтора-два года. Пока же, по данным этой организации, а также по свидетельству туроператоров, процент отказов по выдаче виз украинцам в посольствах и консульствах разных стран за этот год резко вырос. Почти все страны, включая весьма лояльную к Украине Польшу, ужесточили визовый режим для наших соотечественников.
Дефицит средств
Что говорит премьер
«Сейчас мы удерживаем дефицит госбюджета в размере 4%».
Что на самом деле
Олег Устенко, исполнительный директор Фонда Блейзера в Украине:
«Мы видим колоссальную проблему, связанную с дефицитом госфинансов. На конец года он может приблизиться к отметке в 12% ВВП, и это без учета необходимости рекапитализации банковского сектора». По оценке эксперта, государственное рефинансирование банков, которые балансируют на грани дефолта, усугубит дефицит госфинансов до 15%«.
Пенсии и зарплаты
Что говорит премьер
«Нашим достижением есть то, что мы заплатили все пенсии, все зарплаты, все социальные выплаты».
Что на самом деле
По данным Госкомстата, на 1 ноября 2014 года долги предприятий своим сотрудникам достигли 2,21 млрд. грн. Такой колоссальной задолженности в стране еще не было никогда. Предыдущий рекорд был поставлен в прошлом месяце (1,93 млрд.), а до этого — в марте 2010-го, когда сумма невыплаченных зарплат достигла 1,74 млрд. грн.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко:
«Действительно, долги выросли очень существенно — за всю историю Украины такого объема долгов по зарплатам не было. Печально, что опять страдают самые малообеспеченные бюджетники — врачи, учителя. Им не только не поднимают зарплаты (они заморожены в этом году), но еще и задерживают, не выплачивают».
Социальные госпрограммы
Что говорит премьер
«Мы ничего не порезали, но и не могли их увеличить».
Что на самом деле
В результате весеннего и летнего секвестров бюджета пострадали, в первую очередь, социальные программы. Вот лишь несколько примеров.
Помощь при рождении ребенка больше не дифференцируется в зависимости от количества детей. Раньше семья, где родился первенец, получала (с учетом последнего повышения) 35 280 грн. На второго ребенка государство выделяло 70 560 грн. На третьего и последующих — 141 120 грн. Теперь в выигрыше остались только семьи с первенцами. У остальных государство отобрало существенные суммы. Чем больше детей — тем значительнее потери. Так, семьи с тремя и больше малышами, получают наравне с семьями с одним ребенком — 41 280 грн. По оценкам экспертов, это позволит сэкономить не больше 3,8 млрд грн, но может существенно усугубить демографический дисбаланс в Украине.
Еще 420,6 млн. грн. сэкономили на выплате помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям и детям-инвалидам. Почти на 54 млн. грн. уменьшился размер субвенции местным бюджетам на выплату социальной помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Кроме того, уменьшено финансирование Минсоцполитики по таким статьям расходов:
- — мероприятия по реабилитации детей с детским церебральным параличом — почти в 2 раза;
- — оздоровление и отдых детей, нуждающихся в особом внимании и поддержке, в детском оздоровительном лагере «Молодая Гвардия» — почти в 2,5 раза;
- — мероприятия по социальной, трудовой и профессиональной реабилитации инвалидов — на 21,5%.
Полностью сокращены расходы на санаторно-курортное лечение ветеранов войны, жертв нацистских преследований и инвалидов, предусматривавшиеся раннее в размере 109,6 млн. грн.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко:
«Власти экономят на том, что урезать проще всего — на самых незащищенных статьях. Не в смысле не защищенных бюджетом — имею в виду отсутствие защиты со стороны лоббистов из крупного бизнеса».
Энергетика
Что говорит премьер
«...девять месяцев назад резервы НАК «Нафтогаз Украины» были пусты. Там было 5 млрд кубов так называемого буферного газа. Мы повысили эти резервы до 17 млрд кубов, сейчас в связи с низкими температурными режимами потребили 2 млрд. То есть, мы держимся, сейчас баланс приблизительно на 15 млрд куб. м газа... Мы закачали 12 млрд кубометров на протяжении последних девяти месяцев... Мы слезли с российской «газовой иглы».
Что на самом деле
Энергетический эксперт Валентин Землянский:
«То, что девять месяцев назад (в феврале, когда Арсений Яценюк пришел к власти) в хранилищах было лишь 5 млрд кубов — совершенно нормально, тут никакой сенсации нету. Ведь речь идет о конце зимы — совершенно естественно, что в этот период не может быть много газа в хранилищах, его используют за зиму. А вот закачали мы тот газ, за который надо было бы платить — это мы безоплатно закачали газпромовский газ. Два квартала подряд брали топливо «на халяву». И сейчас не спешим рассчитываться с Россией. А это означает, что рискуем быстро потребить то, что у нас осталось, и в морозы оказаться без газа — если не выполним договоренности: рассчитаться за часть долга и сделать предоплату. О каком «спрыгивании с российской газовой иглы» можно говорить? Реверс из Европы нас не спасет — его объективно пока слишком мало».
ПОД ЧЕРТОЙ
Плохого капитана спасет хорошая команда? Президент надеется «усилить» будущий Кабмин иностранцами
Теперь у старого нового премьера — еще один шанс. Воспользуется ли он им? Увы, большинство опрошенных нами экспертов уверены, что Аресний Яценюк едва ли сможет удивить украинцев и международное сообщество резкими эффективными реформами. А между тем, Вашингтон, Берлин, Оттава и даже весьма лояльная к Украине Варшава недвусмысленно дают понять, что во всем мире уже созрело разочарование в Украине и украинской революции.
Ссуды и финансовая помощь международных институций тратятся вовсе не на те цели, которые заявляются. Реформами в стране даже «не пахнет»: бюрократия только нарастает, коррупция — никуда не девается, становясь все изощреннее и циничнее.
«Украинцы привыкли мечтать о том, что им дадут денег, что придут инвесторы и вложат миллиарды... Это — одна из иллюзий, в которых мы живем! — восклицает Олег Устенко. —Никто не придет и не даст нам денег просто так. Рассчитывать надо только на самих себя. И времени осталось у нас очень мало».
Впрочем, Петр Порошенко, видимо, не уверен в том, что, рассчитывая на самих себя, Украина сделает прорыв и — как барон Мюнхаузен — вытащит себя за волосы из болота.
Президент призвал на помощь международное кадровое агентство, которое подобрало больше сотни кандидатов со всего мира — претендентов на кресла в новом Кабмине. После отбора осталось 24. Поддержат ли иностранцев в качестве министров новоизбранные народные депутаты — это главная интрига завтрашнего дня.