Тысяча предприятий, все еще находящихся в госсобственности, сменит хозяина. Однако бюджет от этого вряд ли пополнится: приватизировать будут за гроши. Так считает эксперт, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
«Заявления властей о том, что Украину ждет беспрецедентная за всю ее историю приватизация госсобственности, не соответствуют действительности, — говорит эксперт. — Колоссальные по масштабам приватизации Украина уже переживала, бывали и периоды, когда переход госсобственности в частные руки приносил в бюджет немалые деньги. Это было в момент подъема экономики — в 2006, 2007-м. Позже — сколько ни принимали планов по приватизации — они никогда не выполнялись. Не думаю, что нынешний год станет исключением. Особенно — нынешний год. О какой приватизации и пополнении казны мы говорим? Кто будет нас покупать? Страна в стадии войны, экономика в упадке — ни один здравомыслящий инвестор сюда не пойдет. Думаю, если и развернется активная приватизация (если к тому времени будет, что приватизировать) — так это к 2017-2018-му годам, когда страна придет в себя и предприятия начнут работать».
Чтобы выгодно продать предприятие, привлечь интересного инвестора, нужно проводить серьезную предпродажную подготовку, приводить объект «в чувства», он должен соответствовать международным требованиям и стандартам, рассказывает эксперт. Сейчас этими вещами у нас заниматься некому.
По мнению Охрименко, если объявленная приватизация и состоится, то, вероятнее всего, это будет скорее фикция. А по факту — продажа объектов госсобственности украинским олигархам, причем, по крайне низким ценам. Есть и еще одна заинтересованная сторона в наших фабриках и заводах — Россия.
«Например, „Турбоатом“ никому в Украине не нужен, равно как и Одесский припортовый завод, — эти предприятия могут купить, скорее всего, россияне, — рассуждает Охрименко. — А вот такие предприятия, как „Облгазы“ или „Облэнерго“ давно поделили между собой наши доморощенные олигархи: Коломойский, Ахметов и Фирташ. Вряд ли еще кто-то будет к ним туда соваться. Продажа же остальной госсобственности превратится в фикцию».
«Это давняя игра в „кошки-мышки“ — с искусственной интригой и экзотическими тендерами, в результате чего предприятия переходят из госсобственности в частные руки, — поясняет аналитик. — Скажем, чем объяснить острое желание премьера Яценюка немедленно приватизировать „Укрспирт“? Ну, разве что тем, что он хочет отдать это предприятие своему другу. Поскольку мотив, озвученный премьером, звучит, мягко скажем, неубедительно: дескать, на „Укрспирте“ процветает коррупция. Как будто она перестанет процветать, как только завод станет частным? Это чушь».
По мнению президента Украинского аналитического центра, сейчас власти громко озвучивают планы по приватизации лишь для того, чтобы показать обществу: они знают, где взять деньги для наполнения бюджета. На самом же деле после подобной приватизации в бюджет попадут гроши. А фактически наполнять его придется за счет очередного включения «печатного станка».
Напомним, премьер-министр Украины Арсений Яценюк вчера объявил, что Украину ждет беспрецедентная по своим масштабам приватизации государственной собственности, а уже сегодня министр экономики Александр Шлапак разъяснил: его ведомство разрешит приватизацию 1,1-1,2 тысячи украинских предприятий. Интересно, что при этом назвать суммы, которые могут поступить в бюджет в результате приватизации, министр назвать не смог.
Чего и следовало ожидать. Распил страны переходит в завершающую фазу - полное подминание всего и вся под одного олигарха и установление феодально-олигархического строя на территории страны. И все это - с молчаливого согласия тех идейных "борцов" с олигархами, которые эту власть привели на царствование.