Почему АМКУ принял столь непопулярное (если не сказать — преступное) решение, будет ли возобновлена закупка бронежилетов и как скоро военные смогут надеть их? Эти вопросы мы задали руководителю этой структуры — и.о. главы Антимонопольного комитета Николаю БАРАШУ.
«В пятницу пришлось сменить трех секретарш...»
Заявление руководителя Минобороны Коваля о том, что АМКУ блокирует покупку 28 тысяч бронежилетов, озвученное утром в пятницу с трибуны Верховной Рады, имело эффект разорвавшейся бомбы. Спикер парламента велел тут же найти и арестовать чиновников, которые виновны в этом. ГПУ немедленно завела уголовное дело. А в Антимонопольном комитете, по словам его руководителя, обо всем узнали лишь из СМИ и целого шквала звонков, которые обрушились на это ведомство. В то же время официальной претензии со стороны силовиков на решение АМКУ приостановить закупку бронежилетов не было, рассказывает Н. Бараш.
— В пятницу наша система пережила настоящий шок, пришлось в приемной сменить трех секретарей. Мы разом стали бандитами, преступниками. У которых руки по локоть в крови... У меня телефон буквально разрывался — звонили отовсюду. Интересно, что при этом официальной претензии со стороны Минобороны у нас не было. Я узнал все, когда непосредственно связался с руководителем этого ведомства.
«Допросили — и отпустили»
Прокуратура тут же занялась допросом сотрудников АМКУ. Он шел и в пятницу, и субботу. Однако, поскольку, как утверждает глава АМКУ, это ведомство не нарушало закон, людей отпустили работать дальше.
— Когда не знаешь, как правильнее поступить, действуй строго по закону — мы решили применить это правило,— рассказал Бараш.
По его словам, решение приостановить процедуру закупки было абсолютно обоснованным — это адекватная реакция на официальную жалобу, которая поступила в АМКУ от одного из потенциальных участников торгов. Фирма обвинила Минобороны в организации конкурса под одного клиента.
Хорошие, но по 17 тысяч?
Фирма, правда, небезызвестная. По словам г-на Коваля, она уже пыталась в мае предложить армии бронежилеты — по астрономической цене — свыше 17 тыс. грн за штуку. Минобороны же якобы собирается закупать их за 4 тыс. грн. Впрочем, глава АМКУ считает, что не все так просто: речь идет не только о разной стоимости, но и разном качестве бронежилетов.
«Да, фирма презентовала бронежилеты по 17 тысяч, это правда,— говорит он.— Как правда и то, что треть этой цены — налоги. Эти бронежилеты производятся в Великобритании и имеют высший уровень защиты — они надежно прикрывают даже от выстрела из снайперской винтовки. Есть у них и болгарские бронежилеты — они дешевле. В то же время украинские бронежилеты, которые собирается закупать Минобороны, классом ниже и тех, и других. Мало того, пока неизвестно, как быстро украинские производители смогут наладить массовый выпуск хотя бы таких бронежилетов. Сначала-то речь шла о 28 тысячах единиц, а теперь говорят лишь об 11 — и то не сразу. А война, как мы понимаем, ждать не будет».
Бронежилетов может не быть
Но и это — не самый главный пункт в возникшей проблеме, считает глава АМКУ.
Жалоба, поступившая от фирмы с британскими бронежилетами, осталась неудовлетворенной, — фирма, как оказалось, не имеет права жаловаться и претендовать на участие в тендере — она не успела получить украинский сертификат соответствия на свои английские и болгарские бронежилеты (правда, они соответствуют при этом стандартам НАТО).
Формально это означает, что все вернулось на круги своя — жалоба отклонена, Минобороны может продолжать готовиться к закупкам. Но, по мнению г-на Бараша, этих закупок может и не быть.
«Если окажется, что в конкурсе принимает-таки участие один игрок, что налицо — нарушение антимонопольного законодательства, всю процедуру придется приостановить и начать все заново,— поясняет он. — То есть, военные пока останутся без бронежилетов, как это ни прискорбно».
По словам Бараша, в Украине с мая действует ускоренная процедура организации закупок для армии — специально, с учетом военного времени. Однако Минобороны, не пользуется этим правом и устраивает растянутые во времени торги. «Возможно, потому, что при ускоренной процедуре все прозрачно: кто заказывает, кому, почем. Наступает конкретная ответственность конкретных лиц».
Скандальные торги стали привычными
Скандал и жалобы вокруг проведения торгов, организуемых Минобороны, — явление, как оказалось, совсем не единичное. По официальным данным АМКУ, с начала года на это ведомство поступило 33 жалобы от участников рынка в связи с дискриминационной организацией торгов. Антимонопольный комитет рассмотрел их, и в 14 случаях жалобы были удовлетворены.
«Это почти каждая вторая жалоба — и мы, конечно, не могли не учитывать этот факт, приостанавливая процедуру по бронежилетам, — рассказал Бараш. — Сейчас рассматривается еще шесть жалоб. Четыре из них будет изучаться завтра, еще две — в ближайшее время. Претензии касаются закупки лекарств».
Как свидетельствуют специалисты Антимонопольного комитета, жалоба поступила в связи с тем, что Минобороны оформил заявку на препараты таким образом, что принять участие в конкурсе может не каждый. В заявке фигурируют и импортные и отечественные лекарств одним списком, таким образом, например, украинские производители со своим товаром оказываются за бортом.
ПОД ЧЕРТОЙ
Антимонопольный комитет убежден в абсолютной правомерности своих действий и считает, что руководство Минобороны «ввело в заблуждение как руководство страны, так и весь народ, нанесло удар по репутации комитета».
Теперь АМКУ ждет публичного опровержения пятничного заявления и.о. главы Минобороны. В противном случае комитет собирается подавать в суд на силовиков. Готовы ли те извиняться, выяснить не удалось — корреспондент «Взгляда» так и не смог сегодня связаться с оборонным ведомством.
Впрочем, если обе структуры действительно озабочены скорейшим снабжением армии средствами защиты — солдаты вскоре получат-таки качественные бронежилеты.
Беда была бы, если б все это публичное бичевание друг друга оказалось вдруг не более чем политическим пиаром...