Об этом виде спорта сложно что-то услышать в украинских новостях или спортивных обзорах. Но при этом всему миру известно, что спидвей — один из самых зрелищных видов спорта. Он же и самый опасный: каждый год гонщики получают тяжелейшие травмы, не редки и смертельные случаи. Впрочем, чего еще ждать от спорта, где каждый заезд сопровождается падениями гонщиков с мотоциклов или столкновениями с деревянными бортами на скорости около 100 км/ч?
Догнать за 70 секунд
Украинский спидвей активно развивается в нескольких городах — там, где уцелели построенные в советское время специальные гаревые стадионы с мототреками. О спидвее не забыли в первую очередь в Ровно, Львове и Червонограде Львовской области. Последние два года пытаются возродить гонки и в небольшом Вознесенске Николаевской области. В других городах в «лихие 90-е» эти стадионы переоборудовали в базары.
Украинские команды, составленные как из местных гонщиков, так и из зарубежных легионеров, соревнуются преимущественно в российской или польской лигах, а чемпионат Украины проводится только в личном зачете.
Собственно, у наших западных соседей спидвей (по-польски — «жужел») — спорт номер один, поэтому их мототреки не уступают стадионам а-ля «Донбасс Арена», а команд хватает на целых три лиги. Именно поэтому польские гонщики — частые гости украинских гаревых дорожек.
Спидвейная гонка состоит из серии заездов по кругу против часовой стрелки, в которых одновременно стартует до четырех, реже — до шести гонщиков. Соревнуются они на специальных мотоциклах объемом двигателя 500 «кубиков» и без тормозов.
Гонщики тормозят в основном левой ногой, слегка касаясь трека. Для этого на одну ногу надевают металлический башмак. И хотя это, по словам болельщиков, зрелищно и интересно, именно здесь гонщиков и поджидает главная опасность.
Не снимая гипса...
Как рассказывает эксперт по спидвею Сергей Уманцев, в повороты гонщики входят на скорости от 80 км/ч. При этом они пытаются уменьшить радиус прохождения поворота, для чего прижимаются к внутренней стороне круга. Активная борьба на скорости часто становится причиной падений: мотоцикл в лучшем случае просто заваливается на бок, в худшем — приподнимается на заднее колесо или же совсем отрывается от земли и на огромной скорости влетает в деревянный забор.
Причем если во всем мире мототреки уже давно оборудованы надувными бортами вдоль ограждения, то в Украине их начали ставить лишь два года назад.
— Сказать, что надувные борта уменьшили травматизм спидвея — это ничего не сказать, — говорит президент ровненского спидвейного клуба «Каскад» Сергей Демьянков. — В 2010 году мы поставили их на нашем стадионе, а ведь раньше очень много травм было именно из-за деревянных бортов. Например, во время полуфинала Чемпионата Европы 2009 года поляк Гжегош Дзенгота влетел так, что пробил головой доски. А перед этим мы как раз провели реконструкцию бортиков, срезав металлические подпоры. Гонщик попал именно туда, где раньше было железо — может, именно это и спасло ему жизнь.
Переломы — такое же частое явление в спидвее, как синяки в боксе. Однако мало кого из гонщиков они останавливают: российский спидвейщик Семен Власов однажды выехал на гонку, не сняв гипс с правой ноги, которая в поворотах участия не принимает.
Смерть на гари
Не все падения заканчивались лишь больничной койкой или гипсом. Любители мотогонок в Ровно до сих пор помнят трагический случай, произошедший на гонке чемпионата СССР в 1984 году, когда после страшного падения погиб 24-летний ровненчанин Александр Коршаков.
— 27 августа, теплый солнечный день, более 14 тысяч зрителей и трагический пятый заезд, — вспоминает председатель городской Федерации мотоспорта Игорь Соколовский. — Почему так произошло, сказать сложно. Официальная версия — не справился с управлением на третьем круге при входе во второй вираж. Ирония судьбы: Александр прошел войну в Афганистане, а погиб в мирное время.
В мировом спидвее последний трагический случай произошел совсем недавно. В мае прошлого года погиб один из самых опытных мастеров спидвея, чемпион мира, британец Ли Ричардсон. Упав во время заезда во Вроцлаве с мотоцикла на грудь, он скончался в больнице от внутреннего кровоизлияния.
Только факты
Спидвей — трековые мотогонки на гаревом покрытии.
Особенности мотоциклов — отсутствие тормозов и коробки передач.
Топливо — метиловый спирт.
Топливный и масляный баки минимального объема — соответственно 2,5–3,0 л и 0,75–1,0 л на один заезд.
Количество кругов — 4 (стандартная беговая дорожка стадиона с гаревым покрытием).
Ширина гаревой дорожки на прямых участках не менее 9 м, на поворотах — 12–17 м.
Скорость — от 70–80 км/ч на поворотах и до 120 км/ч по прямой.
Качественный мотоциклетный шлем стоит от $500, дешёвый — около $150.