4 мая 2002 года Украина подписала протокол к Европейской конвенции о правах человека, предусматривающий запрет на казнь преступников в мирное и даже военное время. Впрочем, мораторий на приговоры к «высшей мере» был объявлен еще в 1995 году, когда наша страна вступала в Совет Европы. С ноября 1995-го по март 1997 года расстреляли последних приговоренных. Кто были эти люди, «Взгляд» выяснял в архивах.
Заархивированные убийства
Кого расстреливали и за что — зафиксировано в пожелтевших от времени материалах уголовных дел в архивах Верховного суда Украины на ул. Пилипа Орлика в Киеве. Здесь противопожарная система — как в библиотеке им. Вернадского, тушат специальным газом хладоном, выталкивающим кислород (чтобы не повредить документы). На полках, кроме папок, хранятся бобинные ленты с записями допросов убийц и насильников, запечатанные в конверты.
Интересуемся у сотрудников, есть ли здесь дело самого страшного маньяка Украины Анатолия Оноприенко, от руки которого погибли 52 человека, а он сам избежал расстрела и сейчас отбывает пожизненный срок. Оказывается, нет — оно хранится Житомире, в архиве местного суда. Однако тут хватает материалов на тех, чьи имена не гремели на всю страну, хотя они тоже творили ужасные вещи. Вот только им не повезло — их расстрельные приговоры были утверждены и приведены в исполнение до введения моратория на смертную казнь.
Расстрелял
бармена за стакан
В Уголовном кодексе, который действовал до 2001 года, для виновников тяжких преступлений существовало понятие «особо опасный рецидивист» — таким расстрел был гарантирован.
В июле 1996 года Верховный суд подтвердил смертный приговор уроженцу Кабардино-Балкарии Вячеславу Кошерову, неоднократно судимому за кражи и вымогательство и совершившему убийство.
Преступник в 1995 году купил автомат Калашникова и 60 патронов на рынке в Назрани, после чего приехал в Евпаторию. 22 декабря 1995 года вместе с женой и двумя друзьями он выпивал в местном баре на проспекте Победы. Продолжить возлияния компания решила на свежем воздухе и прихватила с собой стакан. Бармен по фамилии Тихонов попросил вернуть посуду или заплатить, отчего Кошеров, зэк со стажем, вышел из себя. Он достал из машины друзей автомат и начал стрелять в потолок и по витрине бара. А затем со словами: «А за стакан ты заплатишь жизнью!» — расстрелял бармена. Чудом выжили евпаторийцы, сидевшие в кабинках.
Учитывая предыдущие судимости Кошерова, а также то, что убийство бармена произошло в людном месте и могли погибнуть другие люди, суд признал обвиняемого «исключительно опасным для общества» и назначил ему высшую меру наказания — расстрел.
Убийство
и изнасилование библиотекарши
В ноябре 1991 года выездная коллегия Верховного суда в Бердянске рассматривала дело неоднократно судимого местного жителя Вячеслава Романчука. В его «послужном списке» — 8 классов образования и три ходки в тюрьму за разбой и кражи. 30 марта 1991 года Романчук напился, пришел в городскую библиотеку и с порога набросился на заведующую. Затащил женщину в ее же кабинет, сорвал одежду, а потом в течение нескольких часов избивал жертву, тушил о ее тело зажженные спички, откусил ей кончик носа, а затем задушил.
Шокирует, как скрупулезно в приговоре подсчитан ущерб государственному имуществу: забрызгал кровью 88 новых книг, затем разбил цветной телевизор «Рубин».
Отец и сын библиотекарши, не дождавшись ее домой, пошли к ней на работу узнать, что случилось, и попытались задержать убийцу. Но Романчук сбил их с ног и сбежал. А потом явился в милицию с повинной. Видимо, рассчитывал на снисхождение. Однако полностью в содеянном так и не сознался, отрицал, что насиловал женщину.
Медицинская комиссия признала Романчука хроническим алкоголиком, требующим принудительного лечения. Однако специалисты в один голос заявили, что в момент совершения убийства он отдавал себе отчет в своих действиях, поэтому суд приговорил обвиняемого к смертной казни.
Последний
казненный маньяк
Одним из последних расстрелянных серийных убийц считается некто Анатолий Кривобок, уроженец Березани Киевской области. В биографии преступника — множество судимостей и отсидок. Он даже сменил свою фамилию, став Тимофеевым, — вероятно, чтобы скрыть уголовное прошлое. Первое убийство он совершил в сентябре 1991 года в Броварах. Жертвой стала бабушка-божий одуванчик, дом которой он решил обокрасть. Возможно, убийство и не входило в его планы, но хозяйка вернулась домой некстати. Чтобы скрыть следы преступления, Тимофеев-Кривобок сжег дом, а его добычей стали несколько золотых колец. По такому же сценарию была ограблена и убита пожилая женщина в селе Корнеевка Барышевского района. Во время нападения на дом в селе Зеленьки Мироновского района он прикончил хозяйку, но обронил свои документы. Чтобы избежать ареста, продолжал грабить и убивать на Винничине. Причем в Жмеринке он не только ограбил 88-летнюю старушку, но еще изнасиловал ее и задушил. Уходя от погони, переехал в Россию, где продолжал убивать стариков в Подмосковье. Только в сентябре 1992 года его задержали на одной из станций московского метро. Позже он был экстрадирован в Украину, надеялся на пожизненное, но был казнен. Приговор успели привести в исполнение до введения моратория.