В текущем году Госагентство автомобильных дорог Украины «Укравтодор» отремонтирует более 7 тыс км автодорог. Это почти в четыре раза больше, чем годом ранее. Такие цифры озвучил во время пресс-конференции глава ведомства Евгений Прусенко. «Работы будут выполняться во всех областях от востока до запада, от юга до востока», - пообещал Прусенко.
Наверстать упущенное
В прошлом году ситуация с ремонтом дорог оставляла желать лучшего. В 2013 объем выполненных работ сократился почти в два раза: дорожная служба сдала в эксплуатацию 600 км отремонтированных трасс в сравнении с более чем 1 тыс км в 2012.
Правда, увеличился на 60% объем ямочного ремонта. Как объясняют в Укравтодоре, причина спада в строительстве – в невыполнении плана по финансированию отрасли из госбюджета. Из казны было оплачено только 32% от запланированных ремонтных работ – около 3 млрд грн. Закон о бюджете на 2013 год предусматривал финансирование дорожного хозяйства на уровне 15,9 млрд грн.
По словам Прусенко, строительство и ремонт дорог будет вестись в соответствии с Государственной целевой программой развития автодорог общего пользования на 2013-2018 года, которая была принята летом прошлого года. На 2014 предусмотрены в основном работы по текущему и среднему ремонту: в первую очередь силы нужно направить туда, где дороги в самом плохом состоянии. Протяженность дорог, которые находятся сегодня в состоянии, близком к катастрофическому – 2300 км дорог, только на их срочный ремонт нужно не менее 5 млрд грн. Ремонтировать дороги планируется в первую очередь во Львовской и Ивано-Франковской областях.
Помимо этой задачи, предусмотрено также продолжение работ по строительству транспортной магистрали через Днепр, второй очереди объездной дороги вокруг Днепропетровска, объездная дорога вокруг Лубен в Полтавской области, реконструкция дороги Киев-Харьков и продолжение строительства подъездных путей к Киеву.
Где возьмутся деньги
В 2014 году дороги планируется финансировать не только за счет средств госказны, но также и за счет привлеченных кредитов и других заемных финансовых инструментов. По сравнению с прошлым годом бюджетные суммы даже уменьшены, что позволит снизить нагрузку на государственную казну и облегчит бремя налогоплательщиков. На развитие и содержание сети дорог общего пользования в 2014 предусмотрено 3,25 млрд грн (в прошлом году – 5,139), в том числе 200 млн. грн. на обустройство нерегулированных пешеходных переходов отечественными комплексными системами освещения и обозначения дорожными знаками и разметкой. Субвенция местным бюджетам на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах при этом составит 2,28 млрд грн (в прошлом году – 2,39 млрд).
Второй источник финансирования – средства, привлеченные в ходе размещения облигаций «Укравтодора». Частично это будут поступления от размещений 2012-2013 годов, но запланированы также и новые выпуски на 2014. В 2012 году "Укравтодор" разместил облигаций на сумму 7,250 млрд грн, в 2013 — на 2 млрд грн. «В этом году на ремонт и строительство дорог будут использованы 6,7 млрд грн», - заявил Прусенко. При этом он уточнил, что вопрос привлечения новых облигаций или других источников финансирования еще должен быть рассмотрен Минфином и правительством.
Скорее всего, все-таки состоится довыпуск облигаций, запланированных еще на прошлый год. По крайне мере, такие планы рассматривались в конце прошлого года при формировании бюджета дорожной службы на этот. Во время последнего выпуска изначально было запланировано привлечение 5 млрд грн, но итог размещения оказался вполовину меньшим. По словам советника главы Укравтодора Владимира Галушко, условия будут те же: доходность — 9,5%, срок обращения — три года. Галушко сообщил, что служба ведет переговоры с 70 банками и надеется привлечь в 2014 году недостающие средства.
Успешность выпуска будет зависеть от рыночной конъюнктуры, поэтому и время выпуска еще может быть уточнено исходя из текущей экономической и политической ситуации.
Не только количество, но и качество
Еще одни важным шагом на пути к созданию в Украине качественной и надежной дорожной сети в этом году станет реформирование дорожной службы. Его цель – разделить функции управления и стратегического планирования развития дорог, непосредственно строительства и контроля. Это произойдет путем разделения обязанностей Укравтодора между тремя ведомствами: Министерство инфраструктуры будет формировать государственную политику в сфере развития дорожного хозяйства, Укравтодор выступать заказчиком дорожных работ, а Укртрансинспекция, которая контролирует безопасность движения, контролировать качество дорожного покрытия.
Напомним, в прошлом году были начаты реальные реформы в дорожной отрасли. Как сообщил Евгений Прусенко, сейчас в парламенте находится проект закона о реформировании дорожного хозяйства № 2536-а1, который подготовлен ко второму чтению и рекомендованный комитетом по транспорту. “Искренне будем надеяться, что Верховная Рада заработает и будут приняты необходимые законы, ведь этот закон предусматривает передачу в сферу управления местных органов власти вместе с финансированием дорог местного значения. Так, как это сделано в большинстве стран мира”, – сказал он.
Вследствие запланированной передачи дорог 117 тысяч километров трасс общего пользования местного значения перейдут в сферу управления Совета министров АР Крым и облгосадминистраций вместе с ресурсами на их ремонт и содержание. В сфере управления Государственного агентства автомобильных дорог Украины останутся 52 тысячи километров дорог общего пользования государственного значения. По словам главы Укравтодора, передача местных дорог в управление ОГА позволит последним самостоятельно принимать решения относительно оптимального распределения ресурсов на ремонт и содержание дорог с учетом потребностей регионов.
Глава службы уточнил, что в результате этих реформ дороги передаются не на баланс населенных пунктов. Они не будут коммунальной собственностью, а останутся в государственной, и будут переданы в сферу управления обладминистраций. “Их отремонтируют по весне текущим ремонтом и передадут в соответствии с общепринятыми процедурами передачи», - уточнили в службе.
Другим направлением реформирование станет создание специального дорожного фонда. В начале февраля комитет по бюджету уже одобрил для рассмотрения в первом чтении законопроекта о его создании. Закон предполагает ряд изменений по части источников финансирования дорожного хозяйства. Но главным новшеством станет выделение специальных счетов в Государственном дорожном фонде, на которых аккумулируется средства на строительство и содержание дорог без возможности направить их на другие нужды. «Эти законы позволят реформам двигаться дальше», - говорит Прусенко.
Одной из наиболее эффективных мер, предпринимаемых сейчас Укравтодором для внедрения новых подходов управления отраслью аналитики называют переход на контракты по содержанию дорог. Это значит, что договора с подрядчиками будут заключаться не пот факту объема выполненных работ, а по сроку службы дороги с определенной гарантией по эксплуатации. Гарантия должна предусматривать ряд технических параметров дорожного покрытия, по которым будет определяться его качество на разных сроках эксплуатации.
Стоит напомнить, что в Украине на данный момент 81 % государственных дорог имеют асфальтобетонное покрытие, 8,7 % — цементобетонное, 10,2 % — чёрное.
Местные автомобильные дороги в большинстве случаев (45,1 %) — это чёрные шоссе. Асфальтобетонными являются 51,1 % территориальных и 23,8 % районных дорог. Сельские дороги на 42,4 % состоят из чёрных шоссе, на 26,6 % — из белых щебеневых, гравийных, на 19,8 % — из асфальтобетонных. Протяженность дорог Украины общего пользования 169 тысяч километров. Для сравнения, протяженность дорог Франции – 950 тысяч километров, Испании – 680 тысяч километров, Германии – 640 тысяч километров, Польши – 424 тысячи километров.