На сегодняшний день, есть все основания полагать, что и в будущем, доходы от экспорта позволят отечественным предприятиям развить еще более передовые технологии и продавать еще более сложную, наукоемкую продукцию на внешние рынки.
Так, Группа "Азовмаш" (Мариуполь Донецкой обл.), объединяющая ведущие предприятия тяжелого машиностроения Украины, отгрузила корпус конвертера емкостью 400 тонн в адрес ОАО "Северсталь" (РФ). Согласно сообщению пресс-службы "Азовмаш", в ближайшее время на череповецкий комбинат также будет отгружено опорное кольцо.
Помимо того, завершается изготовление полупортальной машины для загрузки скрапа в конвертер для Новолипецкого металлургического комбината.
"Такие агрегаты (8 ед.), созданные конструкторами "Азовмаша", ранее были поставлены "Азовобщемашем" в Липецк, Темиртау и Магнитогорск".
Эксперты, в числе конкурентных преимуществ этого оборудования отмечают прочностные характеристики, высокую степень автоматизации, постоянную модернизацию в соответствии с требованиями заказчика.
Однако сотрудничество с российскими партнерами не единственное достижение предприятия. В рамках экспортных контрактов есть и международные. Так в первом квартале этого года намечено отгрузить засыпной аппарат диаметром 5,4 м для Аннабы (Алжир), кроме того, завершается изготовление засыпного аппарата диаметром 4,2 м для ОАЭ.
Основной вид деятельности компании – вагоностроение. "Азовмаш" не оглашает объемы выпуска вагонов в минувшем году, однако в 2012 году было выпущено около 16 тыс. вагонов. В 2012 году компания сохранила объемы реализации продукции практически на уровне 2011 года, когда этот показатель составил 9,5 млрд. грн., а за 2013 год этот показатель не обнародовала.
Правительственные аналитики уверенны, что высокий инженерно-технический потенциал продолжает оставаться важным конкурентным преимуществом нашей страны. При этом, не смотря на наличие мировых конкурентов у которых лучше условия в плане обеспечения кредитными средствами, обеспеченности высокотехнологичным оборудованием, украинские машиностроители все же умеют их побеждать на тендерах.
Это говорит о том, что инженерная мысль и сложное производство у нас в стране продолжают оставаться на высоком уровне, говорят эксперты.
Понимая важность поддержки отрасли и сохранения ее конкурентоспособности, Правительство продолжит в 2014 году реализацию государственных программ, направленных на развитие отечественного машиностроения.
«Отрасль имеет очень хорошие традиции и сейчас быстро развивается. Известно, что одно рабочее место в машиностроении создает еще несколько рабочих мест в смежных промышленных отраслях, поэтому это приоритет для нынешней экономической политики правительства» , - заявил и.о. вице-премьер-министра Украины Юрий Бойко.
В частности правительственные аналитики отмечают, что одной из ведущих подотраслей высокотехнологичесткого машиностроения, которая показывает позитивную динамику роста, является производство оборудования для возобновляемой энергетики.
Так, еще в 2009 году Парламент Украины принял закон, которым обязал компании использовать украинские материалы,оборудование и работы при сооружении электростанций на возобновляемых источниках энергии.
Такое требование позволило обеспечить условия для создания новых и развития существующих в Украине производств материалов, комплектующих и оборудования для возобновляемой энергетики в Украине, а также позволило привлечь многомиллионные инвестиции в отрасль.
За последние три года Новокраматорский машиностроительный завод совместно с другими предприятиями Донецкой и Николаевской областей, а также Краматорский завод тяжелого станкостроения, наладили производство компонентов и сборку современных ветрогенераторов, запорожский Завод полупроводников возобновил выпуск поликремния - наиболее высокотехнологичного и капиталоемкого компонента фотоэлектрических модулей.
Эксперты подчеркивают, что загруженность заказами и расширение подобных производств позволило обеспечить создание более 15 тыс. дополнительных рабочих мест. Следует также отметить, что одно рабочее место, созданное в производстве оборудования для солнечной или ветровой энергетики, обеспечивает от 6 до 10 дополнительных рабочих мест в смежных отраслях, уточняют аналитики.
В тоже время огромным достижением экономических властей страны является то, что за годы независимости в Украине удалось сохранить производственный и научный комплекс отечественного машиностроения. Ведь сегодня он оказался как никогда востребованным — полным ходом идет модернизация металлургии как в Украине так и в других странах. И отечественные машиностроители принимают в этих процессах самое активное участие.
Аналитики подчеркивают, что отечественные предприятия имея многолетний опыт и наработанную базу могут производить высокотехнологичную продукцию. Подтверждением является большой портфель заказов на этот год. Так ООО «Фурлендер Виндтехнолоджи» в 2014 году начнет производство лопастей для ветротурбин на базе Краматорского завода тяжелого станкостроения в Донецкой области. Об этом сообщил директор компании Виталий Загудаев.
По его словам, в настоящее время лопасти для ветротурбин «Фурлендер Виндтехнолоджи» закупает в Германии, Польше или Китае, в частности у такой компании, как LM Wind Power. Он также отметил, что под производство лопастей на Краматорском заводе тяжелого станкостроения уже выделен цех. Вместе с тем, компания сейчас занимается вопросом закупки технологии на данное производство. Потребность в инвестициях от 15 до 30 млн. евро.
Напомним, что на сегодняшний день в Украине освоено производство главных составляющих ветроустановки: анкерной корзины, башни, рамы гондолы, ротора и ступицы.
Эксперты уверенны, что пятая часть всех деталей, необходимых для ветротурбин, могут быть доступны на отечественном машиностроительном рынке уже сегодня. И подобное межотраслевое сотрудничество будет способствовать дальнейшему развитию как ветроэнергетики, так и машиностроения Украины в целом.
Существующий опыт украинских компаний с привлечением лучших мировых технологий позволяет начать производство лопастей на территории Украины. Единственное, что может сдерживать производство — это недостаток инвестиций и спроса на эти компоненты ветрогенератора. Однако если спрос будет составлять около 120 — 140 лопастей в год, то запуск такого производства будет экономически целесообразен.
Специалисты также подчеркивают, что Украина должна стимулировать внутренний спрос на продукцию отечественных машиностроителей.
Для этого нужно, чтобы в стране на предприятиях было минимум 50% украинских новых технико-технологических решений. К примеру, в европейских странах около 70% собственных разработок машиностроения продается внутри государств.
Это вопрос экономической безопасности страны. Передовые технологии купить практически невозможно, поскольку экспортируется преимущественно готовая продукция.
Аналитики подчеркивают, что машиностроение – это технологическая база народного хозяйства. Без развития этой отрасли невозможно перейти на производство высокотехнологической продукции. Страна, которая обладает технологиями, влияет на многие процессы в мире.
Сегодня часть машиностроения в валовом выпуске украинских товаров составляет всего 12%. Ситуацию можно изменить: по оценкам машиностроителей, долю отрасли можно увеличить до 40% ВВП.
В тоже время, важно сформировать долгосрочный спрос на продукцию машиностроителей, говорят эксперты отрасли.
Однако речь идет в первую осередь о наукоемком сегменте, который способный обеспечить спрос отечественных производителей в инвестиционных товарах. Отрасль имеет необходимый потенциал развития, который обеспечивается сразу тремя факторами - внешним спросом, возможностями импортозамещения и внутренним потреблением.