Интересная тенденция: во всем мире нефть падает в цене уже полгода. С сентября цены «сползли» на 9,2%. Однако наши автомобилисты этого снижения так и не ощутили. Причем не только сегодня, когда на валютном рынке и впрямь неспокойно, но и в середине осени, когда ничто не предвещало катаклизмов.
Старый бензин по новым ценам
О подорожании топлива заговорили едва ли не в день, когда подпрыгнула стоимость доллара. Это выглядит странным даже для неискушенного в перипетиях рынка нефтепродуктов потребителя. Не секрет, что операторы закупают топливо про запас, наперед за 2-4 месяца – а значит, сейчас продолжают реализовывать бензин, за который было заплачено еще по ценам со «старым» долларом. На каком основании дорожает бензин? Многие аналитики уверены: причина проста – банальное желание нефтетрейдеров заработать на нестабильности.
В то же время, по словам экспертов, задирать цены заправки могут лишь до поры до времени. «Разные АЗС продают бензин за разную цену, хотя доллар поднялся для всех одинаково, – говорит Геннадий Рябцев, эксперт рынка топлива. – Сейчас участникам розничного рынка, по большому счету, невыгодно поднимать цены: продолжается мертвый сезон, во время которого важно сохранить потребителя. А его платежеспособность низкая. Если трейдеры будут спекулировать, к ним никто не приедет заправляться».
Эксперт приводит такую арифметику: доллар влияет на цены на бензин только на 70%. Таким образом, если «зеленый» подорожает на гривну, то бензин должен подняться максимум на 70 копеек. Но гривна опустилась только копеек на 50. Это означает, что цены на заправках «имеют право» вырасти только на 35 копеек.
Мировые цены на нефть опускаются уже полгода и снизились с сентября на 9,2%
Добро без худа
«Если курс гривны будет стабилизирован на уровне 8,5, то цены на бензин расти не должны, – прогнозирует Рябцев. – Уверен, что никаких 13-14 гривен за литр бензина не будет – это маловероятно. У Нацбанка сегодня достаточно средств для того, чтобы удержать курс, в том числе за счет российского кредита».
Небольшая девальвация – несмотря на то, что она, конечно, в любом случае импортерам невыгодна, – объективно не может отразиться на розничных ценах, подводит итог аналитик. Зато выиграет отечественная экономика и наши производители. Даже такое легкое удорожание доллара делает, например, более выгодным отечественное производство светлых нефтепродуктов на Одесском и Кременчугском нефтеперерабатывающих заводах.
Подорожают ли продукты
из-за топлива?
Влияние рынка нефтепродуктов на ценники в наших маркетах и на рынках сильно преувеличено, считает замдиректора центра «Психея» Геннадий Рябцев.
«По официальным статданным, которые представили сами предприятия в Госкомстат, доля топлива в стоимости пищевой и перерабатывающей продукции не превышает 15 %, – поясняет эксперт. – Если, предположим, горючее дорожает вдвое, то даже в этом невероятном случае стоимость продукции должна подняться лишь на упомянутые 15%. Но у нас нет такого сильного скачка на заправках. Рост – не больше 10%. Соответственно, продукты пищевой и перерабатывающей промышленности могут вырасти в цене не больше чем на 1,5%. И если кто-то из продавцов взялся завышать цены на овощи, бакалею, кондитерские изделия на добрую треть – это ни что иное, как спекулятивная наценка. И, разумеется, объяснять ее растущими ценами на логистику, бензин никак нельзя».
Структура розничной цены