Месть или провокация
Горят автомобили и активистов Майдана, и сторонников власти, и даже обычных киевлян, которые в большинстве своем сохраняют нейтралитет в уличных противостояниях.
Больше всего пострадавших автомобилистов среди евроинтеграторов. Еще накануне выходных в Киеве пылали автомобили со львовскими номерами (читайте «Взгляд» за 31 января и сайт vz.ua). 1 февраля сожгли машину журналиста «5 канала» Олега Криштопы. Видимо, месть за то, что канал занял четкую позицию по отношению к Евромайдану. Также сгорел автомобиль представительницы посольства Канады Инны Царьковой. Месть за санкции, которые Канада уже ввела против украинской власти?
Самая громкая потеря противоположного лагеря – автомобиль судьи, выдавшей санкции на арест Дмитрия Булатова.
Поджоги продолжаются
«Практически все автомобили полностью сгорели. Меньше всех пострадала машина на Бориспольской. А вот в Днепровском районе у машин выгорели салоны, окна, моторные отсеки, колеса, фары. От „Рено“ на Курнатовского остался только каркас», – подводят итоги очередного ночного пожарища в пресс-службе ГСЧС в Киевской области.
Меньший резонанс вызвали поджоги автомобилей киевлян, которые и на Майдане не стояли, и к власти отношения не имеют. Еще бы, они не известны широкой публике и не герои. То, что для многих людей это трагедия, никто во внимание принимать не хочет.
Черные списки
Одного поджигателя уже задержали. Им оказался 26-летний гражданин Грузии, который уже дал показания.
«Познакомился с неким Хуча, который предложил мне поджечь машину и сказал, что заплатит за это 600 гривен. Мы пошли на Майдан, зашли в здание с часами, нам там люди в масках показали перечень машин, которые нужно поджигать, – говорит этот товарищ на грузинском языке на видео, которое растиражировало МВД. – Хуча удалось скрыться, а меня поймали».
Кстати, именно этот человек сжег автомобиль судьи Шевченковского суда.
Что касается поджогов авто евроактивистов, ответственность за это взяла на себя организация «Красный сектор» – якобы это левые экстремисты, борющиеся с национализмом.
В милиции даже не уверены, что такая организация существует.
Как бы то ни было, кто-то от имени «Красного сектора» растиражировал в интернете черные списки активистов Евромайдана, в которых были указаны госномера машин, а также места, где эти машины могут парковаться на ночь. За каждый поджог всем желающим обещали по 300 гривен. В воскресенье списки «Красного сектора» в интернете уже отсутствовали.
В милиции по каждому факту поджога открыли уголовное производство.
Это все провокация
На Евромайдане причастность к поджогам машин отрицают.
«Нас уже обвиняли в том, что держим тут оружие, но его так и не нашли. Говорили, что мы пытаем тут милиционеров, но мы отпустили того задержанного сотрудника МВД без каких-либо следов пыток», – рассказал «Взгляду» комендант Дома профсоюзов Степан Кубив.
Он не исключает, что мужчину, который признался в поджогах, шантажировали.
Удар по страховым фирмам
Председатель правления страховой компании «Саламандра-Украина» Роман Маленко убежден, что действия поджигателей нацелены прежде всего на страховые компании. Его фирма будет по закону возмещать убытки владельцам поврежденных автомобилей.
«Законы бизнеса и экономики никто не отменял, и они будут действовать всегда. Мы будем платить 380 тыс. грн за два сожженных автомобиля. Это однозначно страховые случаи, которые произошли в результате неправомерных действий третьих лиц. В свою очередь мы будем проводить параллельное расследование и будем выставлять регрессы поджигателям. Мы своих клиентов защитим в любом случае, а злоумышленники ответят не только уголовным наказанием, но и собственными деньгами», – говорит Маленко.