В кинозал из-под земли
В прошлом году Дмитрию Михайловичу исполнилось 84. Но дед Мытро, как он сам себя называет, до сих пор отлично помнит фильм, благодаря которому он влюбился в кинематограф на всю жизнь.
«В 5 лет отец повел меня в киноклуб и посадил к себе на плечи. Это был «Чапаев» братьев Васильевых. После просмотра я пропал! В кино влюбился, а денег на билеты не было. Киноклуб находился в старой церкви. Там под фундаментом были дыры. Для того чтобы пробраться в кинозал, приходилось пролезать несколько метров под землей до этих дыр. Смотрел кино с обратной стороны экрана», – вспоминает Дмитрий.
Увлечение началось с фотографии. Первый свой фотоаппарат Козел смастерил из старого ящика, мешка из-под цемента и линзы от бинокля. Вместо пленки использовал бумагу – тогда она была намного дешевле.
«Снимать видео я начал, когда стал начальником киноклуба. Как-то меня попросили зимой поработать там на замене. Я в этом деле уже здорово разбирался, фотографировал давно. Ну и решил попробовать пойти дальше. А что, это же то же самое, только пленка крутится, думал я. Купил себе первую кинокамеру „Киев“. Снимал на нее, но не монтировал. Просто баловался, кадры из сельской жизни фильмовал. Купил в киноклуб проектор, уже сорок лет ему, а до сих пор работает. Крутил на нем свои фильмы по всем окрестным селам», – рассказывает Дмитрий.
Козел считает, что все, что нужно, чтобы снимать кино, – это энтузиазм. А технику, деньги и актеров всегда можно раздобыть.
«Бывало, жена моя спать ложится, а я за монтажный столик сажусь. А утром, когда она просыпается, чтобы на работу идти, я все еще сижу, монтирую. Глядишь и склею что-то толковое, потом показываю», – рассказывает Дмитрий.
Главный акцент – на юмор и зрелища
Раньше, когда в селах жило гораздо больше людей, фильмы деда Мытра вызывали живой интерес у публики.
«Бывало, привезу в село кино свое, так столько соберется зрителей – негде встать даже! После сеансов подходили многие, благодарили. Видел я, что нравятся им мои фильмы. Это для меня самая большая награда!» – вспоминает Дмитрий Михайлович.
Сначала Дмитрий снимал документальные фильмы о проблемах колхоза. Потом решил попробовать сделать и художественное кино.
«Первый игровой фильм я снял в 1972 году. Это была комедия „Как топором рыбу ловили“. Все сетью ловят, а один чудак решил на топор попробовать. Не клюет у него, другие рыбаки смеются. А он только и говорит: „Тут не клюет, в другом месте попробую“. Закончилось все тем, что чудак с топором просто спер рыбу у других рыбаков и был таков!» – смеется Козел.
Первый опыт постановочного кино удался на славу. После оваций в зрительном зале сельского киноклуба дед Мытро начал снимать комедии о сельской жизни. Герои Козла говорят мало, зато экшена в его лентах хоть отбавляй.
«В фильме „Кумов реактор“ у меня самогонку варят прямо в арбузе. Арбуз этот к главному герою попадает после аварии воза. На руинах хаты одного моего друга мы вроде как пожар устроили. А на самом деле там просто кирпичи разобрали строители, а печь осталась. И много таких моментов было. Всегда старался сделать фильмы красивыми, со всякими эффектами. Их у меня много, больше ста. Лучше всего помню „Охоту на кабана“, „Кума из Синявцев“, „Про марсиан“, „Зубной рвач“, „Прыймака“. Эти – мои любимые», – поделился Козел.
За кино – в прокуратуру
Как и у многих украинских кинорежиссеров, у Дмитрия Козла были проблемы с советской властью. Его не раз обвиняли в отсутствии морали и неуместных шутках.
«Как-то в райцентре я показывал очень даже советское кино „Конференция“. А дальше по программе должен был быть концерт. Только артисты не приехали, и меня снова позвали крутить фильмы. И надо же было выбрать не то кино – юмореску о недостатках в колхозах. Все смеялись, а потом, через два дня, меня к прокурору вызвали. Жалоба на тебя поступила, говорят, плохое кино показал, неправильное. Собрали комиссию из райкома, показал я им снова свой фильм, ушли на совещание. Там меня и оправдали. Усмотрели сатиру только, никакого криминала. Попросили больше не снимать о минусах, а снимать о плюсах. А что я? С меня как с козла молока – продолжил снимать, что хочу. Только показывал уже не так открыто!» – вспоминает дед Мытро.
Всегда с первого дубля
Актерами и членами съемочной группы Дмитрия Михайловича всегда были жители окрестных сел и родного Жовтневого. Сценарии писал секретарь колхоза, а простые селяне охотно соглашались сниматься. «Всем приятно себя в кино увидеть. Снимал всегда с первого дубля, потому что актеры толковые!» – рассказал Дмитрий.
Жена Дмитрия Анна Михайловна тоже не раз снималась в кино. Но муж не задействовал ее в главных ролях.
«Дед меня мало показывает в кино. Но я есть почти везде. И среди доярок, и среди работниц на поле», – поделилась Галина.
А вот соседка Любовь Петренко снималась почти во всех фильмах режиссера.
«Мучил он меня знатно на озвучке фильмов. Снимает он 1-2 минуты молча. Я говорю свой текст. А потом как начинается: „Ты медленно говоришь, растягиваешь слова. Не попадаешь в изображение! Ко всему цеплялся!“» – рассказала женщина.
Последние несколько лет Дмитрий Михайлович не снимает кино. Зрение и слух уже не те. Смотреть же чужое, а тем более современное кино и сериалы, Козел не хочет принципиально.
«Надо, чтобы кончали уже снимать это длинное кино и возвращались к старому. Чтобы шло оно не месяц, а полтора часа, как раньше. А то ничего же не понятно в таком кино. Не нравится оно мне!» – поделился Дмитрий Михайлович.
А в новом украинском кино деду Мытру не хватает экшена.
«Все снимают в павильонах. Никакого движения. Двое-трое соберутся в комнате и беседуют. Скучно это», – считает Дмитрий.