16:18

пятница,
26 апреля

Виктор Мережко: «Брондукова я принял за уголовника»

25.03.2013 / 19:26
Виктор Мережко: «Брондукова я принял за уголовника»
Сценарист рассказал о дружбе со звездами кино советских времен

Киносценарист Виктор Мережко (75 лет) в интервью «Взгляду» рассказал о дружбе со звездами кино советских времен: Высоцким, Юматовым и Рыбниковым. По его мнению, 90-е годы прошлого века перечеркнули судьбу многих талантливых аристов.

— Виктор Иванович, вас часто разыгрывали? 

— Случалось! Причем далеко не все розыгрыши были безобидными. Одна такая история случилась со мной в Одессе во время съемок фильма «Если есть паруса». Я приехал, чтобы помочь режиссеру Валентине Козачковой переписать сценарий, а потом остался играть роль матроса буксира, капитана которого играл Михаил Пуговкин. Звезды, снимавшиеся в фильме, а среди них были Георгий Юматов, Борислав Брондуков, Нонна Копержинская, приняли меня очень хорошо. Работали мы на берегу моря, в порту, а в перерывах на небольшой травяной лужайке играли в футбол тряпичным мячом. Я-то футбол не понимаю и не люблю, но они меня уговорили: «Что ты стоишь, ударь хоть раз по мячу!» Я разогнался, ударил по мячу, и мне даже пальцы сплющило — оказывается, в тряпки был замотан кирпич.

— И кто же был инициатором этой «милой» шутки? 

— Юматов и Брондуков. Георгий Александрович тоже очень сильно переживал: «Что же мы, дураки, наделали?!» После этого мы с ним как-то сблизились, а потом и подружились. Съемочная группа жила в гостинице «Аркадия», и мы с ним ходили вместе обедать в маленький ресторанчик, который находился на первом этаже. Юматов тогда уже не пил, но ему все время наливали: «Вы же наш любимый артист!»  Общались мы и по возвращении в Москву. Юматов со своей женой, актрисой Музой Крепкогорской, приглашали меня на интересные вечеринки, на которые приходили Высоцкий с Мариной Влади, Николай Рыбников, Борис Сичкин, Татьяна Конюхова. На столе стояло спиртное, но никто не напивался, это были просто веселые посиделки: Высоцкий и Рыбников пели под гитару, а Сичкин так вел стол, что все рыдали от хохота. Я приходил с женой и, будучи тогда молодым и никому неизвестным, очень неловко чувствовал себя в такой звездной компании. Крепкогорская, видя мое смущение, часто повторяла: «Этот молодой человек — будущий гений, мы еще будем им гордиться!» Трудно сказать, почему она так решила, но ее предвиденье в какой-то степени оправдалось.

— Там вы познакомились с Николаем Рыбниковым? 

— Николай Николаевич был настоящей душой нашей компании, но сначала я подружился с его женой, красавицей, актрисой Аллой Ларионовой. Николая Николаевича кинематографисты тогда уже считали отработанным материалом. Мне это казалось несправедливым, поэтому, когда на «Ленфильме» начали снимать фильм «Уходя — уходи» по моему сценарию, на одну из ролей я предложил Рыбникова. Вы бы видели, как он играл! Да он просто жил на съемочной площадке, наслаждаясь тем, что снова попал в кино. Вся съемочная группа, глядя на него, умирала со смеху, а он был счастлив, что его любят и помнят. После этого мы с ним подружились, и он стал для меня не Николаем Николаевичем, а Колей. После «Уходя — уходи» Рыбникова снова стали снимать, но продлилось это недолго, и после кратковременной востребованности для него снова наступило забвение. Алла звонила и жаловалась: «Коля опять хандрит — сидит и часами молча смотрит в стенку или спускается во двор и играет с мужиками в домино. Но самое страшное, что он снова начал пить». А потом случилось то, что случилось, — одного из лучших советских актеров не стало. Через несколько лет оболганным, ошельмованным и отсидевшим полгода в тюрьме ушел из жизни и Жора Юматов. Умер от тяжелой болезни Броня...

— Вы и с ним дружили?

— И много лет, хотя наши отношения начались с недоразумения. На съемках в Одессе, о которых я вам уже рассказывал, однажды утром в гостинице я проснулся от неприятного ощущения: в моем номере кто-то есть! Открыв глаза, увидел, что на диванчике спит какого-то странного вида мужчина — явный алкоголик. «Пока он спит, — подумал я, — надо куда-то перепрятать деньги». Взял кошелек, засунул его под матрас и вдруг слышу голос: «Не прячь, все равно заберу. Я же бандит, только что из тюрьмы вышел». Самое интересное, что все это он произнес, не открывая глаз. Перепугавшись, я пошел к администратору с просьбой выселить из моего номера «этого уголовника», но оказалось, что это — артист Брондуков.

— Рыбников, Юматов, Брондуков — этот список можно продолжать долго. Почему многие наши любимые актеры ушли из жизни трагически?

— Страна стала другой, а они не смогли — или не захотели — принимать новые условия игры и от тоски, растерянности и одиночества ушли раньше времени. Приходили режиссеры, которые еще вчера работали лесниками, но у них были деньги, и они хотели снимать кино, хотя не имели никакого понятия о том, как это делается. К творческим людям девяностые были беспощадны, они просто перечеркнули жизни по-настоящему народных актеров, каковыми они были до этой безумной перестройки. Юматов мне жаловался, что ему часто предлагали роли бандитов. Согласись он на такое амплуа, может, и жил бы безбедно, но он в ярости швырял сценарии об стенку: «Я такое играть не буду».

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
26 апреля
25 апреля