«Взгляд» подыскал ответы на этот вопрос. Вот один из вариантов малого бизнеса, доступный многим.
В центре столицы мобильные кофейни повсюду. Часто возле них очереди: прохожих привлекает аромат кофе с корицей или ликером. Еще мы постоянно слышим о намерении киевских властей закрыть этот бизнес. Хотя кому он мешает? И главное, реально ли самому открыть такое дело? Во сколько это обойдется? Интересуемся у одного из продавцов — Никиты (фамилию просил не называть).
Требуются умения
и хорошая кофемашина
— Успеха в этом деле не достичь, если ты не умеешь готовить хороший кофе или обращаться с оборудованием, — рассказывает Никита и кивает на свой диплом баристы, прикрепленный здесь же, у прилавка. — Поэтому нужно обязательно пройти обучение. Практика совсем не сложная, но она важна. Еще нужно быть немного психологом, немного артистом. Разговорить человека, догадаться о его предпочтениях, тогда ваш кофе будут пить не только случайные прохожие, но появятся и постоянные клиенты. В день можно заработать 1000 гривен, но можно и больше, если посетители будут покупать не самый дешевый кофе, а варианты дороже. То есть, если ты убедишь их попробовать что-нибудь необычное.
Обучиться умениям баристы действительно просто. В Киеве есть тренинги с теорией и практикой, рассчитанные на 4–17 дней, по вашему выбору. Цена — от 700 до 2500 гривен, в зависимости от того, как глубоко хотите погрузиться в тонкости ремесла.
— Второе важное условие — хорошая кофемашина, — продолжает наш собеседник. — Потому что любой бюджетный вариант — это проигрыш в качестве. Такая как моя, только новая, стоит 11 тысяч евро. Причем у нас в Украине новые практически нигде не продаются. Покупаем б/у. Они стоят гораздо дешевле — 16–20 тысяч гривен. Практически везде в Киеве именно такие.
Добавим: третья основная статья расходов — автомобиль. Обычно используются переоборудованные «Таврии», их покупают б/у, 2008–2009 года выпуска. На рынке такой автомобиль стоит 28–32 тысячи гривен.
Вдобавок его требуется переоборудовать: установить газобаллонное оборудование, сделать прилавок — это обойдется не намного меньше его стоимости.
Сэкономить
можно на «крыше»
Автомобиль не обязательно покупать и переоборудовать. Его можно арендовать или купить уже переоборудованным. Но оба эти варианта, хоть и менее хлопотные, более затратны. «Таврия» с установленным оборудованием обойдется дороже, чем если все устанавливать самому. А если речь об аренде, то ты получаешь дополнительную статью расходов на каждый месяц.
— Большинство кофеен работают без полного пакета разрешений, но это неправильно. Ведь рано или поздно ты попадешь на штрафы или придется платить взятки, — говорит Никита. — У меня все разрешения есть, хоть я и знаю, что никто не следит пристально за этим бизнесом. Тут ведь как: сегодня не следят, завтра будут следить... Чаще всего проблемы возникают с ГАИ. Мы паркуемся на пешеходных дорожках или в пешеходных зонах, а это запрещено. Рано или поздно вам потребуется дружба с правоохранительными органами. Она часто начинается просто с чашки хорошего кофе. Я лично не слышал о нападениях на мобильные кафе или о хулиганствах, но исключить этого нельзя, и хорошо, если у вас в телефоне будет номер, на который можно позвонить в чрезвычайной ситуации. Это не «крыша» в общепринятом понимании, потому что настоящая «крыша» — например, крупная компания — не оставит возможности хорошо зарабатывать.
Бюджет для старта
Таврия 2008–2009 годов выпуска в среднем 30 000 гривен
Переоборудование автомобиля — 26 000 гривен
Кофемашина — 16 000 гривен
ИТОГО 72 тысячи гривен
Добавьте сюда регулярные расходы: плата за паркоместо, покупка ингредиентов, техобслуживание, зарплата продавцу (120 гривен
в день, если самому стоять
не хочется).
Уже переоборудованный автомобиль можно не покупать, а взять в аренду — 4 000–8 000 гривен.
Можно купить готовый автомобиль — от 80 000 гривен (может быть и гораздо дороже).