07:57

воскресенье,
22 декабря

Машиностроители осваивают новые рынки

28.10.2013 / 11:18
Машиностроители осваивают новые рынки
Харьковский тракторный завод намерен освоить новый рынок в Африке, рассматривая возможность организации там собственного производства

Харьковский тракторный завод намерен освоить новый рынок в Африке, рассматривая возможность организации там собственного производства. Новые сборочные производства в других странах – не только закономерный тренд в связи с ожиданиями сокращений заказов со стороны России, главного потребителя украинской машиностроительной продукции. Это также задел для повышения конкурентоспособности наших товаров на мировых рынках, а в будущем, возможно, - и для формирования транснациональных корпораций на базе отечественных промышленных предприятий.

Трактора уедут в Африку. По словам гендиректора Харьковского тракторного завода (ХТЗ) Владислава Губина, предприятие намерено расширить свое присутствие в странах Африки и рассматривает возможность создания сборочного производства в Конго. «ХТЗ выходит на африканский континент – мы поставили первую установочную партию в Конго, где наши тракторы хорошо себя проявили в жестких условиях этой страны. Мы открыли там сервисный центр и сейчас рассматриваем вопрос о более крупной поставке, а в будущем хотим создать сборочное производство», - сообщил Губин.

По его словам, также руководство активно ведет переговоры о подобных предприятиях и в других странах. «Буквально вчера была также делегация из Болгарии, ведем переговоры с Хорватией и Румынией», - сообщил гендиректор завода. Напомним, на данный момент ХТЗ имеет сборочные производства в России и Казахстане, а также в настоящее время ведутся переговоры о создании сборки в Узбекистане.

Поиск новых рынков - логичная стратегия для предприятия, которое, вопреки непростой экономической ситуации, продолжает наращивать производство. По словам Губина, в текущем году завод планирует выпустить 1,7-1,8 тыс. тракторов, тогда как в 2012 их было выпущено около 1,6 тыс. При этом руководитель обещает, что в течение пяти лет предприятие выйдет на производство 4 тыс. тракторов в год, что вдвое превысит нынешний показатель. Достичь этого предполагается за счет внедрения пятилетней стратегии развития до 2018 года, разработанной акционерами. В ее рамках будет проведена реструктуризация производства и модернизация выпускаемых тракторов.

Зачем расширяться. Стоит отметить, что одной лишь необходимостью сбыта продукции, которая производится с превышением потребностей внутреннего рынка, мотивация выхода машиностроительных предприятий за рамки географии собственной страны не исчерпывается. Тенденция открытия украинскими машиностроителями производственных филиалов в других странах развивается не первый год, и она очень положительно влияет на развитие украинской экономики. В пример можно привести практически любое украинское предприятие из сферы машиностроения, поскольку львиная доля нашей машиностроительной продукции отправляет на экспорт и потребляется за рубежом. Эксперты выделяют целый ряд позитивных последствий, обусловленных фактором расширения географии производства. Во-первых, при производстве техники на рубежом часть комплектующих, а так же дорогие инженерно-конструкторские работы выпускается в Украине. Это повышает объемы производства, и, соответственно, выручки поставщиков, работающих в Украине. Скажем, по данным ассоциации судостроителей «Укрсудпром», 1 созданное новое рабочее место в судостроительной отрасли создает до 10 рабочих мест в смежных отраслях. Аналогичный эффект наблюдается и в автомобильной промышленности, да и в любой другой, имеющей отношение к высокотехнологичному производству.

Во-вторых, работает фактор доверия: из практики маркетологов давно известно, известно, что значительно проще продвигать любую продукцию на тех рынках, где уже представлены какие-либо товары той или иной страны. В случае успешного их там закрепления к профильным продуктам формируется некий аванс доверия. Именно таким способом в свое время находили для себя новые возможности поставок украинские заводы – поставщики гражданской авиатехники (благодаря тому, что на рынке уже знали, скажем, военную технику или двигатели к ней украинского производства) и наоборот. Еще одним важным последствием такого шага наверняка станет приток капитала в страну, поскольку доходы от отечественных производств за рубежом так или иначе возвращаются в Украину и реинвестируются здесь. Не стоит забывать и о таком сопутствующем плюсе, как шанс заработать не только непосредственно на контрактах поставки, но и на последующем долговременном сервисном обслуживании нашей техники. Реализовать такую возможность реально лишь при условии наличия необходимой технической базы и подготовленных специалистов на территории, где предоставляется сервис. Что как раз достигается путем организации сборочного производства.

Что уже говорить о таких плюсах, как возможность опробования оборудования в самых разных климатических условиях для совершенствования его конструкции в дальнейшем либо тех, что дает сама по себе диверсификация каналов поставок в условиях меняющейся конъюнктуры рынков.

Наконец, по мнению аналитиков, стратегия расширения производства за счет открытия филиалов в разных странах – это шаги навстречу превращения украинских компаний в глобальные транснациональные корпорации в соответствии с давно закрепившимся трендом в мировом бизнесе и торговле. «Вынос производства ближе к рынкам потребления или рабочей силы, возможность сокращать издержки и повышать маржу благодаря применению схем трансфертного ценообразования – все это дает безоговорочные конкурентные преимущества ТНК перед другими игроками глобальной торговли», - говорит один из них.

В Европу готовы. Упоминание о диверсификации рынков особенно актуально в контексте намерений Украины подписать соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, что неминуемо приведет для нее к полному или частичному закрытию самого традиционного рынка России. На РФ приходится от 50 до 90% всех экспортных поставок основной массы наших машиностроительных предприятий, напоминают эксперты. Однако, отвечая на вопрос о том, удастся ли отечественным предприятиям переориентировать бизнес под поставки не в Россию, а в Европу, большинство как участников рынка, так и аналитиков дают оптимистичные комментарии.

«У нас есть на сегодняшний день как европейские сертификаты качества ISO, так и американские ААА. Кроме того, недавно мы получили сертификат на право обучать работников нашего предприятия требованиям IRIS - международного стандарта железнодорожной промышленности. Среди предприятий транспортного машиностроения его не имеет пока больше никто в Украине», - рассказывает президент Крюковского вагонзавода Владимир Приходько. По его словам, это говорит о том, что у предприятия есть вся нормативная база для поставок своей продукции на европейские рынки.

Вторит ему и директор ХТЗ. По словам Владислава Губина, 5-летний план развития предполагает более глубокое проникновение на рынки Восточной Европы, для чего предприятие будет вести работу по выстраиванию новой эффективной логистики и обновлять производство с применением технологий японской Toyota. «Наша продукция будет конкурентоспособна в Европе. Конечно, я пока говорю не о западной – тут мы иллюзий не питаем – а о восточной Европе», - отмечает Губин.

ЧТО касается рынка автомобильной промышленности – тут перспективы менее радужны, считают специалисты: Украина если и сможет поставлять в Европу какие-то автомобили, то только в ускоспециализированных сегментах и в очень небольших объемах. Как раз для этих предприятий логичнее было бы выстраивать отношения с рынками Ближнего Востока и Азии, как это делает, к примеру, тот же ХТЗ или самолетостроительные предприятия. Тем не менее, представители автомобильной промышленности видят и для себя плюсы в интеграции с Европой. «Если мы войдем в зону свободной торговли с Европой, это позволит нашему правительству по крайней мере использовать тот инструментарий защиты отечественного производителя, которым пользуется ЕС. Это даст возможность сохранить рабочие места, увеличить объемы производства, но и в то же время раскроет перед нами новые рынки», -уверен президент корпорации «Богдан» Олег Свинарчук.

Кому точно есть что предложить как Европе, так и развивающимся рынкам – так это отрасли энергетического машиностроения. Наши трансформаторы, турбины, насосное оборудование давно известно и востребовано далеко за пределами пространства СНГ, причем позиции у отрасли достаточно сильные.

В целом, считают эксперты, выход на новые рынки, в том числе Европы, - это возможность для отечественных производителей обзавестись новыми партнерами с перспективой локализации производства и обмена технологиями. А также повод задуматься о вступлении в глобальные стратегические альянсы (прежде всего – с западными производителями), о чем наши предприятия до сих пор практически не думали. Снижение пошлин на экспорт продукции обозначает высвобождение средств и удешевление модернизации предприятий, что в конечном итоге сделает выпускаемые ими товары более конкурентоспособными. Для экономики это станет вызовом, но одновременно и возможностью для сокращения негативного сальдо торговли по машиностроительной отрасли (при экспорте машин и оборудования примерно на 6 млрд в прошлом году их импорт составил почти 12 млрд долл.)

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
21 декабря
20 декабря
19 декабря