В пятницу Харьковский тракторный завод, где работает более трех тысяч человек, остановил производство. Руководство сообщило, что произошло это из-за отсутствия комплектующих для сборки тракторов: мол, необходимые детали застряли на таможне. Там, впрочем, обвинения в свой адрес отвергают, уверяя, что заводчане неправильно задекларировали груз.
Работник ХТЗ Алексей успел проработать на предприятии 2 года. Мужчина говорит: зарплаты на заводе никогда не были «космическими», но на жизнь хватало. Что делать сейчас – попросту не знает.
«Не могу сказать, что это стало полной неожиданностью, слухи такие ходили, но не верилось, – рассказывает „Взгляду“ Алексей. – Наверное, немного подожду – может быть, все наладится. Если нет, пойду искать другую работу».
О том, что завод останавливается, сотрудникам ХТЗ сообщили в пятницу утром. Официальная причина – отсутствие комплектующих, которые, начиная с 9 октября, отказывается пропускать украинская таможня.
«У меня под угрозой срыва контракт с кубинцами – 175 колесных и 45 гусеничных тракторов. Если мы не закончим работу к 5 ноября, то завод понесет огромные убытки. Кроме этого, мы постоянно отгружаем наши трактора в Россию, Среднюю Азию. Много заказчиков и в Украине», – рассказал «Взгляду» генеральный директор ХТЗ Владислав Губин.
Вынужденную задержку в работе предприятия он называет саботажем. Однако на таможне таким заявлениям удивляются: дескать, проблемы предприятия вызваны простыми формальностями. Тракторному заводу необходимо лишь уточнить таможенную стоимость комплектующих (на заводе озвучили цифру в почти 8 млн грн, а на таможне уверяют, что заявленная заводом стоимость другая – 4,4 млн грн).
«Документы, предоставленные заводом, не позволяют однозначно определить таможенную стоимость. В данном случае, если документы предоставлены не будут, таможня сама определит таможенную стоимость, исходя из той информации, которая у нее есть. Вопрос о конфискации не стоит», – уверяет начальник таможенного поста «Харьков-центральный» Харьковской таможни Миндоходов Валерий Остапчук.
Однако на предприятии уверяют: все документы в порядке и были поданы вовремя.
«Работники завода находятся в недоумении по поводу некорректных действий Харьковской таможни и требуют оперативного решения вопросов таможенного оформления задержанных грузов», – говорится в сообщении на сайте предприятия.
Однако, ходят слухи, что проблемы ХТЗ имеют совсем другие корни. Как оказалось, в июле завод в одностороннем порядке разорвал контракт на поставку тракторных мостов с Лозовским кузнечно-механическим заводом. Новые мосты начали закупать у китайцев. Правда, как это связано с таможней, пока никто не может объяснить.
Сегодня работники ХТЗ должны выйти на свои рабочие места, но ситуация остается напряженной: уверенности в том, что ХТЗ возобновит работу в полном объеме, нет.