В рейтинге самых опасных профессий таксисты занимают десятое место. Только за последнюю неделю два водителя такси подверглись нападениям бандитов.
В среду во Львове неизвестный подошел к таксисту, приставил к голове пистолет и потребовал отдать все деньги за якобы обрызганные брюки. За водителя вступились прохожие, и бандиту пришлось бежать. А вот таксисту из Житомирской области не повезло: его убили из-за машины двое пассажиров.
Пассажиры с петлей
55-летний бывший таксист, киевлянин Валерий Гайдай уже несколько лет как отошел от дел. Время, когда таксовал, вспоминает неохотно. Его трудовая деятельность пришлась на лихие девяностые, когда не было и дня, чтобы не напали на таксиста.
Тогда он работал в государственном таксопарке № 4. Ездил на «Волге» и каждый день гадал, удастся ли сдать смену живым и не избитым. Потом решил не испытывать судьбу и переквалифицировался в продавца машин. Говорит, что заработки таксиста не стоят риска. Не последнюю роль в решении сменить профессию сыграл случай в Харьковском массиве, когда на него напал пассажир.
«Хорошо, что тогда со мной ехала супруга, а то одного точно бы убили, – рассказывает Валерий. – Подобрал парней, они сели сзади. Отъехали мы буквально метров 600, как вдруг мне на шею набросили петлю. Боковым зрением вижу, что жену тоже душат. Но я не растерялся. Сразу дал по тормозам, эти ублюдки ударились головами в передние сиденья и ослабили хватку. Я успел вывернуться. Они испугались и убежали».
Нет защиты
О прежней работе Гайдай не тоскует. Считает, что ничего положительного в ней нет. По мнению водителя, обезопасить себя таксисты не в состоянии, даже если им всем поголовно выдадут оружие.
«Мы с парнями часто на перекурах вспоминали разные истории, – говорит Валерий. – Рассказывали, как отвертку через сиденье втыкали, и другие страсти».
По мнению бывшего таксиста, единственный метод, который сможет помочь – отгородить пассажиров от водителя решеткой, как это делают в США. Но на это водителям жалко денег.
«Опытные таксисты визуально могут определить характер и настрой пассажиров, – говорит Гайдай. – Не один раз бывало, когда при виде потенциального клиента я разворачивался и уезжал от греха подальше».
Свои методы безопасности есть и у водителя Сергея из столичной службы такси «Тройка».
«Я никогда не езжу ночью, – рассказал нам Сергей. – Два года назад, когда устроился на работу, сразу предупредил, что рассчитываю только на дневную смену. Знаю много коллег, которые придерживаются того же принципа».
Таксисты-бойцы
В МВД «Взгляду» рассказали, что по статистике больше всего разбойных нападений совершается на нелегальных водителей такси. А вот официалов одно время даже обучали специальным приемам самообороны. Милиционеры учили работников одного из таксопарков рукопашному бою в замкнутом помещении.
Начальник пресс-службы ГУ МВД в Киевской области Николай Жукович рассказал «Взгляду», что гораздо безопаснее работать в лицензированных службах такси, а не «грачевать» в одиночку.
«Машины из служб такси оснащены рациями, можно без проблем связаться с коллегами и сообщить, что попал в беду, подать какой-нибудь знак, – говорит милиционер. – Если работать таксистом нелегально, то существует гораздо большая вероятность попасть в неприятность».