Леонид Рыбак из Бершади Винницкой области подал 320 судебных исков против нерадивых чиновников. Он добился увольнения начальника районного отделения милиции, районного прокурора и выиграл суд у прокуратуры. В городе его знают как неутомимого борца с коррупцией. Жители соседних сел и районов приезжают к нему и просят помочь с защитой своих прав в суде. Из всех поданных исков меньше половины Леонид писал от себя – остальные составлял по просьбе людей, которые, узнав о его победах, приезжали за помощью.
Первый суд комом
История судебных войн Леонида Рыбака началась в 2002 году, когда он был председателем колхоза в селе Вийтивка. Во время приватизации часть материальных ценностей прибрал к рукам друг бывшего главы Бершадской райгосадминистрации, который к колхозу не имел никакого отношения
– Мне неприятно вспоминать эту историю, потому что тогда я был еще неопытным и проиграл суд, – говорит Леонид. – Я защищал права людей из колхоза, которых обокрали. Меня тоже обокрали, но я взялся за это дело, потому что чувствовал ответственность как руководитель. Я не понимал, почему судьи закрывают глаза на очевидные нарушения закона и выносят несправедливые решения. Сейчас дело моего колхоза в Европейском суде.
Но история с колхозным имуществом закончилась бы гораздо раньше, если бы Леониду опять не пришлось столкнуться с судами, где ему пришлось выступить уже в качестве обвиняемого. Началось все с того, что председатель района решил сделать «подарок» новоназначенному прокурору и купить ему особняк за 300 тыс. грн.
– У председателя были проблемы с законом: он распродавал заводы, и это грозило ему уголовным делом, – говорит Рыбак. – А тут нового прокурора прислали, с которым можно было договориться. Он собрал руководителей всех предприятий района и сказал, что нужно сброситься на дом для высокого чиновника. Расписали суммы. Моему предприятию надо было заплатить около 6 тыс. грн. На то время, да еще и для района – огромные деньги. Я отказался платить, а со мной еще несколько руководителей. Нам грозили судами, уголовными делами. И заводили их. Вот тогда я хорошо разобрался, как нужно заявления и иски писать. Пришлось законы выучить. И меня это увлекло.
Против Леонида открыли семь уголовных дел. Со временем их закрыли как безосновательные.
– Хотели напугать, но не вышло. Только рассердили. Сейчас я все документы собрал и готовлю иск в суд, буду требовать компенсации морального ущерба. Безосновательное открытие уголовного дела у нас карается по закону. У меня получается 3 млн грн морального ущерба. Если не выплатят, дойду до Европейского суда. Там эти дела решают быстро и по закону.
Снял с должностей прокурора и главного милиционера
Одной из своих «жемчужин» Леонид считает дело, выигранное у прокуратуры.
– Стоял я на центральной площади в Бершади в 2005 году, агитировал за оппозиционную партию. Подъехал ко мне милицейский «бобик», и ребята попросили проехать с ними в прокуратуру. Сказали, там мне объяснят, для чего вызывали. Прождал я в прокуратуре три часа, но так ко мне никто и не вышел. Тогда я написал жалобу в прокуратуру и иск в суд по поводу незаконного задержания. Выиграл суд и получил 450 грн компенсации морального ущерба. На эти деньги купил шоколадок и на День прокуратуры раздал их на центральной площади в Бершади под собственноручно установленным плакатом «Прокуратура – оплот коррупции и беззакония».
Фото с раздачей шоколадок под плакатом напечатала местная газета. Помощник прокурора вызвал Леонида, чтобы он объяснил свое поведение.
– А я пришел и говорю ему, что в прокуратуру просто так не ходят – дай мне повестку. Он и написал, расписался красиво. Я эту повестку в газету отдал. На следующий же день статья вышла: что это за мода людей в прокуратуру по любому поводу вызывать? Если не согласен с чьими-либо действиями – иск в суд подавай. А вызывать в прокуратуру незаконно. Тот помощник потом хорошо по шапке получил.
Среди самых видных заслуг Леонида – разоблачение чиновников-коррупционеров. Благодаря ему удалось сместить с должности начальника районного отдела милиции Василия Андрущенко. Он приватизировал бывшее здание райотдела милиции и покрывал игорный бизнес в районе. А главному прокурору района Владиславу Губко вынесли порицание за нескромность и беспринципность.
– Когда он приватизировал особняк, подаренный ему председателем района, я донес эту историю до вышестоящих чинов. И его за это признали «беспринципным и нескромным». Хотели сместить с должности, но он вовремя подал заявление, чтобы стать судьей. На комиссии судей я предоставил документ с порицанием Губко. На что судьи ответили мне, что он стал скромным и принципиальным.
«Законы у нас хорошие, только пользоваться ими не умеют»
Народный юрист Леонид Рыбак считает, что законы в Украине хорошие и правильные, а вот юридической грамотности народу катастрофически не хватает.
– Прекрасные законы, и жить по ним можно. Но только если их исполнять. А у нас есть проблема: те, кто знает, не хотят их исполнять, а те, кто и рад бы этими законами воспользоваться, не знают их, потому что никогда не изучали. Вот и получается, что идут люди ко мне и просят, чтобы разъяснил: как иск в суд подать, как заявление в милицию написать, что делать, если не реагируют. Сейчас помогаю женщине, у которой врачи сделали ребенка инвалидом, мужчине, у которого родная дочь дом отсудить хочет, а недавно пенсионерам помог через суд добиться выплаты пенсий. Люди даже такие элементарные вещи не могут сами отстоять.
С коррупционерами Леонид предлагает бороться при помощи проверок. Если только есть подозрение о сговоре или получении взятки, стоит сразу вызывать проверку из вышестоящей инстанции.
— Этого чиновники боятся больше всего. Чтобы проверка закрыла глаза на незаконные действия, надо им заплатить, — рассуждает народный юрист. — Если такие проверки часто вызывать, то никаких взяток не хватит. Получится, что брать взятки станет невыгодно: проще решить дело по закону, а не разоряться на проверяющих.