В четверг, 12 сентября украинский Оскаровский комитет сделает выбор, какой из трех фильмов будет представлять нашу страну в Лос-Анджелесе. Известные режиссеры скрестят пальцы, чтобы именно их детище попало в пятерку номинантов в категории «Лучший фильм на иностранном языке» на премии «Оскар».
О шансах отечественных фильмов на эту премию «Взгляду» рассказал украинский, российский, а теперь еще и голливудский продюсер Александр Роднянский, который в это время как раз участвует в медиафоруме «Kiev Media Week». Он дважды номинировался на премию «Оскар»: за создание фильмов «1 001 рецепт влюбленного кулинара» и «Восток–Запад».
«На самом деле киноакадемиков мало интересует отбор зарубежных фильмов, – считает Роднянский. – Попасть в заветный список стремятся картины из 70 стран, в индустриях которых американская киноакадемия не собирается разбираться. Она представляет это право национальным Оскаровским комитетам. Попасть в эту пятерку – уже огромное достижение. И среди этих фильмов, как правило, есть победители престижных фестивалей – Венецианского, Берлинского. Как вы понимаете, украинским фильмам, ни один из которых не отобрали в программу большого кинофестиваля, предстоит соревноваться с победителями этих фестивалей. И со множеством других картин, которые стали событием мирового масштаба».
Сам Роднянский видел все три ленты, которые претендуют на поездку за «Оскаром». Это мелодрама «Вечное возвращение» Киры Муратовой, биографическая картина «Параджанов» Сержа Аведикяна и Елены Фетисовой и фильм Ахтема Сейтаблаева «Хайтарма» – о сталинской депортации крымских татар в 1944 году.
«Мне кажется, что самым любопытным фильмом для американских киноакадемиков может быть именно „Хайтарма“, – предположил продюсер. – Эта драматическая история ни на что не похожа и рассказывает то, о чем практически никто не знает. Хотя картине очень сложно будет бороться».
По мнению Роднянского премия «Оскар» – сегодня не главное, что должно волновать создателей отечественного кино.
«Слишком много шума из-за не столь важного события, – считает Роднянский. – Гораздо важнее заняться поиском фильма, способного привлечь внимание собственной аудитории. У нас нездоровое представление о кино как о выставке достижений народного хозяйства. Что-то сделать, повезти, получить грамоту и вернуться, бряцая медальками. Это неверный подход. Кино делается для того, чтобы за два часа зрители пережили сильнейшее эмоциональное потрясение. Прожили жизнь других людей, внутренне изменились. И стали мудрее, глубже и добрее. Хотя бы на короткое время».