Улучшение благосостояния и увеличение доходов населения, которое наблюдается в Украине, находит отражение в успешном решении многолетней проблемы неплатежей за жилищно-коммунальные услуги. Эксперты ожидают, что по итогам 2013 года будет побит прошлогодний рекорд, когда уровень оплаты в сфере ЖКХ достиг 96,6%.
По последним данным, которые опубликовал Госстат, в июле по сравнению с июнем текущего года долги населения за потребленные услуги ЖКХ уменьшились на 3,5%, или на 406,3 млн. грн, до 11 206,8 млн. грн. Сокращение задолженности произошло во всех регионах страны и во всех сегментах: по квартирной плате, отоплению и газоснабжению.
Оплата текущих счетов осуществляется своевременно, а оставшиеся долги были сформированы во время обострения финансового кризиса, когда наблюдался наиболее значительный спад в национальной экономике. Теперь ситуация постоянно улучшается, уровень благосостояния граждан растет: реальная заработная плата в Украине в июле 2013 года возросла на 1,4% по сравнению с предыдущим месяцем и на 9% по сравнению с июлем 2012 года.
Эффективная тарифная политика
В январе-июле 2013 года украинцы уплатили за жилкомуслуги 24,3 млрд грн, или 106% начисленных за этот период сумм. При этом средние начисления на одного владельца лицевого счета с учетом потребления электроэнергии (150 кВт-ч) по итогам июля выросли на 3% по сравнению с прошлогодним показателем за этот же месяц на 3% и составили 242,7 грн.
Также в первые семь месяцев текущего года с населением было заключено 44,4 тыс. договоров о погашении реструктуризированной задолженности на общую сумму 145,5 млн грн. То есть в тех случаях, когда потребителям услуг ЖКХ сложно оплачивать счета, власть стремится искать компромиссные решения и находит возможности, чтобы учесть интересы своих граждан и перенести платежи на более поздние периоды.
В правительстве считают, что тарифы ЖКХ должны быть стабильными и экономически целесообразными. Президент Виктор Янукович обещает, что власти не допустят их повышения, пока не завершится реформа ЖКХ, которая началась в 2012 году. «Нельзя беспорядок и бесхозяйственность перекладывать на людей», - подчеркнул он.
Реформа ЖКХ подразумевает, что на первом этапе, до 2016 года, правительством будут установлены предельные нормы потребления тепла, введены дифференцированные тарифы на услуги отопления и водоснабжения, разработаны оптовые и розничные тарифы на тепло, будет обеспечен учет потребляемого тепла. А с 2016 года будет разрешена приватизация коммунальных теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), стартует тепловая санация жилья и модернизация тепловых сетей. Эти планы постепенно выполняются.
Среди ключевых направлений повышения эффективности тарифной политики в Минрегионстрое называют не только техническое переоснащение, но и уменьшение энергозатратности услуг ЖКХ, повышение производительности энергетического оборудования.
Подготовка к зиме идет по плану
Для финансирования обновления коммунальной инфраструктуры правительство делает ставку не на платежи потребителей, а на механизмы государственно-частного партнерства.
Кроме того, как обращают внимание эксперты, большое значение имеет не сам по себе факт высокого уровня платежей в сфере ЖКХ. Важно то, куда эти средства направляются и насколько эффективно расходуются, особенно в период активной подготовки ЖКХ к осенне-зимнему периоду, когда повышается риск серьезных аварий на теплотрассах.
15 сентября уже планируется начать технологическую проверку готовности коммунального хозяйства к новому отопительному сезону, который традиционно стартует 15 октября. Ожидается, что благодаря модернизации оборудования и энергосбережению по его итогам будет снижено потребление газа предприятиями теплокоммунэнерго на 5%, в сравнении с прошлым периодом, и составит 8,1 млрд. куб. м (вместо 8,5 млрд. куб. м). Необходимый объем газа для успешного прохождения отопительного сезона уже закачан в подземные хранилища.
В среднем по Украине подготовка к новому отопительному сезону завершена почти на 90%. «На сегодняшний день по всем регионам работы выполняются в соответствии с плановыми показателями. Есть регионы, подготовка осуществляются с существенным опережением графика — это Николаевская, Волынская, Житомирская, Донецкая, Львовская, Днепропетровская, Винницкая и Закарпатская области. Уровень подготовки здесь превышает 90%. В других областях показатель подготовки ниже среднего по стране, но выше планового», - сообщил Геннадий Темник, глава Минрегионстроя.
Министерства объединяют усилия
Своевременное начало отопительного сезона, как обращают внимание в профильном министерстве, напрямую зависит от состояния расчетов предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ) за потребленный природных газ. В отличие от населения, с их стороны возникла большая проблема с платежами. «Необходимо немедленно исправить ситуацию и обеспечить 100%-ные расчеты за использованный природный газ за исключением разницы в тарифах», - отметил Геннадий Темник.
По его данным, сейчас самый низкий уровень расчетов зафиксирован в Луганской (19,6%), Винницкой (26,9%), Одесской (21,4%) и Кировоградской (29,5%) областях. Наибольшие показатели долгов по газу в шести регионах страны - Донецкой, Днепропетровской, Харьковской, Луганской, Львовской областях и Киеве.
Чтобы стимулировать предприятия тепловой коммунальной энергетики своевременно рассчитываться за потребленный газ, Минэнергоуглепром, которым руководит Эдуард Ставицкий, решил провести эксперимент. Его суть представлена в специальном законопроекте, разработанном топливным ведомством. В документе предлагается создать на базе компании «Газ Украины», которая входит в структуру НАК «Нафтогаз Украины», единого поставщика тепловой энергии для теплоснабжающих организаций. Тепло будет закупаться у производителей по ценам, установленным Национальной комиссией регулирования энергетики (НКРЭ).
В свою очередь, компания «Газ Украины» должна обеспечивать теплогенерирующие предприятия газом, стоимость которого также определит НКРЭ. Этот ресурс будет закупаться у «Нефтегаза» или других владельцев, если у госхолдинга возникнет его дефицит. А порядок теплоснабжения и механизм расчетов в рамках эксперимента будут определяться Кабмином в специально разработанных для этого постановлениях.
Подразумевается, что для проведения расчетов за тепловую энергию единый поставщик открывает в учреждениях уполномоченного банка, который определит правительство, текущие счета со специальным режимом использования. Потребители, которые получают коммунальные услуги или покупают тепловую энергию в рамках реализации эксперимента, вносят плату исключительно на такие счета.
В расчетах должен быть порядок
Эксперты отмечают, что предложенная Минэнергоуглепромом схема оптимизации теплоснабжения и расчетов за газ уже доказала свою эффективность в зарубежных странах. В частности, при внедрении упорядоченной системы расчетов на энергорынке, когда есть проблема неплатежей и накопленной задолженности потребителями за реализованную им энергию.
Для этого инициировал эксперимент на базе компании «Газ Украины» и Минэнергоуглепром, специалисты которого адаптировали британскую модель для сферы теплоснабжения. «Целью эксперимента является финансовое оздоровление предприятий теплоэнергетики, создание предпосылок для реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, стимулирования своевременных расчетов за природный газ и тепловую энергию», - говорится в тексте законопроекта.
С января по 10 августа 2013 года долг предприятий коммунальной энергетики перед НАК «Нефтегаз Украины» составил 8 млрд грн. Поэтому руководство «Нефтегаза» обратилось в местные органы власти и теплокоммунэнерго с просьбой приложить максимум усилий и погасить задолженность за потребленный природный газ.
В топливном ведомстве прогнозируют, что до 15 октября 2015 года, когда эксперимент по оптимизации расчетов должен быть завершен, проблема неплатежей в сфере газовых поставок будет решена.