25 лет назад на экраны вышел «Господин оформитель». Также в этом году, 21 августа, исполнится 9 лет с тех пор, как нас покинул замечательный актер Виктор Авилов. К сожалению, первая же его роль – в «Господине оформителе» – стала для Авилова роковой.
Советские критики писали, что фильм «открыто тяготеет к жанру фильма ужасов». Для режиссера Олега Тепцова фильм стал дебютом, да таким, что его фамилия вошла в историю советского кино. Однако с создателями картины стало происходить неладное, как будто они прикоснулись к чему-то запретному, попытались проникнуть в мир, куда вход простым смертным запрещен. Известно, что режиссеры побаиваются булгаковских «Мастера и Маргариту» и пушкинской «Пиковой дамы». Похоже, и некоторые произведения известного мистика Александра Грина трогать не стоит – во всяком случае, его рассказ «Серый автомобиль», по мотивам которого и был снят «Господин оформитель».
Для композитора-авангардиста Сергея Курехина, создателя и руководителя группы «Поп-механика», «Господин оформитель» стал первым опытом работы в полнометражном кино. После выхода картины на экраны Курехин прожил всего восемь лет и сгорел за два месяца от крайне редкой болезни – саркомы сердца.
Михаилу Козакову, сыгравшему роль богача Грильо, повезло больше – он пережил своего героя на 23 года. Актера не стало в апреле 2011, его тоже сгубил рак.
Не принесла счастья картина и режиссеру. После «Господина оформителя» Олег Тепцов снял еще один игровой фильм «Посвященный», но картина осталась незамеченной ни критикой, ни зрителями. Больше к полному метру режиссер не возвращался.
Однако самая трагическая фигура в этом списке – Виктор Авилов, для которого это была первая роль в кино. После выхода картины в прокат на Виктора очень скоро обрушилось несчастье, буквально раздавившее его – в 1990 году от скоротечной болезни умерла его любимая сестра Ольга Авилова-Задохина. Однако Виктор, и сам обладавший экстрасенсорными способностями, не понял посланный ему страшный знак и продолжал сниматься в мистических ролях.
Один за другим последовали образы Эдмона Дантеса в «Узнике замка Иф» и «Графе Монте-Кристо», Воланда в театральной постановке «Мастер и Маргарита». А 21 августа 2004 года «первооткрывателя» мистических образов на советском экране не стало. Его сгубил рак, который свел в могилу Курехина и Казакова.
Так фильм-легенда, завораживающий и пугающий, стал для многих талантливых людей знаковым и одновременно предопределил их мрачный финал.
Глазами очевидца
Георгий Юнгвальд-Хилькевич, советский кинорежиссер, поделился со "Взглядом" воспоминаниями об Авилове: «Я был сражен его обаянием. Все бабы были им покорены и падали с ног. Он был удивительно мягкий человек, фантастически добрый, всем хотел помочь, для всех все сделать. Он обладал колоссальным чувством юмора. Похохотать — это было самое любимое дело. Витя не боялся «опасных» ролей, потому что и сам был мистиком. По сути дела в своих ролях он брал на себя функции, которые принадлежат Господу Богу — давать жизнь и забирать ее. Возможно, Виктор и заплатил своей жизнью за героев, которые тягались с высшими силами. Знаете, как говорят актеры: мы играем роли, а роли играют нас».