В Светлодарске Донецкой области начали активно отстраивать Углегорскую ТЭС, которая сгорела в конце марта. Правительство выделило деньги на ее реконструкцию. По словам местных жителей, витающий над станцией «призрак Чернобыля» начал рассеиваться – 12 тысяч человек обрели надежду.
После страшного пожара на теплостанции 29 марта этого года, когда погиб один сотрудник, а еще пятеро получили ожоги, станцию остановили. Авария произошла из-за того, что в оборудовании второго энергоблока загорелась угольная пыль.
Пожар стал трагедией для всего города энергетиков Светлодарска. Теплостанция – градообразующее предприятие, из 12 тысяч населения Светлодарска 2 800 человек работали непосредственно на станции. Энергетики здесь есть в каждой семье.
После остановки теплостанции многие светлодарцы взялись за головы – для них она была единственным местом работы и источником дохода. Больше всего энергетики боялись, что станцию восстанавливать не станут, а это означало бы тотальную безработицу и вымирание городка.
– Пожар был, конечно, страшный, – рассказывает «Взгляду» местный житель, бывший сотрудник ТЭС Валерий Кириллов. – Дым валил такой, что его видели в соседних городках. Когда ТЭС потушили, четыре энергоблока оказались под завалами. Для сотрудников предприятия это значило одно: все кончено. Вокруг ТЭС ведь вертелась вся наша жизнь – кто в цеху работал, кто в бухгалтерии, кто на кухне, в медпункте. Вся инфраструктура городка базировалась на ТЭС.
Тогда же в городе исчезли отопление и горячая вода. Горячей воды нет до сих пор, но люди верят, что вскоре инфраструктура будет восстановлена.
Проклятие Чернобыля
Местные жители рассказали «Взгляду», что Светлодарск построен по проекту печально известного Чернобыля. Несколько лет назад здесь даже снимали фильмы о трагедии на ЧАЭС.
– Многие энергетики – люди суеверные, – говорит сотрудница ТЭС Наталия. – После съемок фильма и до пожара по городу ходила молва: «Сняли у нас кино о катастрофе, как бы не повторить судьбу». Не к добру живой город показывать как мертвый.
Но светлодарчанам повезло. После аварии руководство ТЭС не уволило ни одного сотрудника.
– Часть людей сразу же отправили на восстановительные работы – разбирать завалы, – говорит местный житель Виталий Орлицкий. – Некоторых переводили в другие цеха. Еще часть сотрудников отправляли на уборку города или в оплачиваемые отпуска. Но никого не уволили.
Люди говорят: если бы начались сокращения, город фактически исчез бы. Многие уехали бы искать работу. Но руководство смогло убедить людей, что станция будет отремонтирована и сможет работать в прежнем режиме.
Помощь отовсюду
Сейчас около 600 человек заняты восстановлением теплостанции. Им помогают специалисты заводов «Турбоатом», «Электротяжмаш», института стальных конструкций имени Шимановского.
– Завалы после пожара уже расчистили, – рассказал «Взгляду» сотрудник станции Сергей. – Помещения сейчас реконструируют полным ходом. Специалисты говорят, что несущие конструкции не пострадали. Нужно восстановить блочные щиты и комплекс автоматизированной системы управления. Также нужно заняться турбинным отделением – радует, что сами турбины не пострадали.
Сотрудники станции сетуют, что в связи с выделением денег на ТЭС к ним зачастили министерские проверки и различные комиссии.
– Директор целыми днями только заседает с комиссиями, – сказали «Взгляду» в администрации. – Но мы рады. Визиты столичных чиновников переживем. Главное – запустить станцию к концу года.
Углегорская ТЭС начала работать в 1972 году. В тот момент она была крупнейшей ТЭС в Европе. Всего на станции установлено пять энергоблоков мощностью 800 МВт каждый