Когда Медиа-инициатива узнала о том, что всего месяц назад в Киев перебралась из оккупированной Луганщины мать-одиночка с тремя детьми, мы оперативно собрали помощь и поехали на встречу.
С Анжеликой Владимировной, школьной учительницей, встретились в столичном хостеле на Лесной. Женщина жила в комнате комендантши, а ее дети — девочки 13-ти и восьми лет, а также девятилетний сын обитали в разных комнатах хостела. Девочек расселили в комнате с незнакомыми им женщинами, сына — в мужской половине социального отеля.
На встречу с переселенкой приехали во всеоружии. Привезли продуктовый паек: вермишель, всевозможную молочную продукцию, масло, сладости, а также вещи и обувь для детей. Ехали с предложением, чтобы последний месяц лета дети отдохнули на море в Одессе, благодаря щедрой помощи одного из наших меценатов. Но что-то нас все-таки насторожило.
Приветливая и скромная на вид женщина много и с удовольствием рассказывала о своей жизни в поселке городского типа Пролетарский Ровеньковского района Луганской области, который де-факто контролируется самопровозглашенной «ЛНР»
Выехать на территорию Украины женщина с детьми решилась только в июле месяце нынешнего года. Не столько по убеждениям, сколько потому, что «жить очень трудно и знакомые пообещали помочь устроиться на новом месте». На сотрясаемом войной Востоке у нее осталась мама и разваленный старый дом, требующий ремонта.
Правда, рассказывала Анжелика Владимировна не столько об обстрелах или своем отношении к сложившейся в стране ситуации, сколько о личном. О не сложившейся судьбе жены, о том, как ее муж, трижды женатый до встречи с ней, имеет детей от других браков, не работает и не помогает и вот опять, развод — для него уже четвертый. Говорила об ускользающем женском счастье, о трудностях с трудоустройством, об обманутых надеждах.
Отчаянной и даже книжной показалась история переезда из Пролетарского в Киев. Женщина с детьми добиралась в столицу на перекладных. Попав на украинскую территорию, переселенка обратилась к сотрудникам ДПС, которые остановили рейсовый автобус и таким образом семья бесплатно доехала до Константиновки. Проводница поезда тоже пожалела женщину и почти бесплатно провезла семью в Киев.
Приехали в столицу, и сразу начали ожидать помощи от знакомых. Помощь приходила систематически, но только в виде продуктовых наборов, даже скорее тормозков. Это было не совсем то, чего Анжелика Владимировна ожидала и на что рассчитывала.
Сначала поселились в хостеле на Саксаганского, который женщина не смогла оплачивать, потом — хостел на Лесной, где мы и встретились.
Неопределенность, отсутствие материальных средств, жилья, разрушенные планы и рухнувшие надежды — это то, с чем нашим волонтерам приходится сталкиваться постоянно. Медиа-инициатива неоднократно собирала помощь многодетным матерям с детьми-инвалидами. Мы слышали много историй и видели глаза сотен людей, чьи планы разрушил вооруженный конфликт в зоне АТО.
Однако нам не приходилось сталкиваться с переселенцами, которые запросто оставляют своих детей в окружении малознакомых, ненадежных даже на первый взгляд людей, которые не ищут работу и не занимаются устройством своих детей в школу.
На протяжении трех недель после нашей встречи мы звонили Анжелике Владимировне, чтобы узнать о том, как складывается ее жизнь в Киеве, удалось ли ей найти работу. Хотели рассказать, что собираем помощь и для ее школьников — в рамках нашей Акции к 1 Сентября. Однако до сегодняшнего дня дозвониться не получалось.
И вот наш долгожданный разговор с Анжеликой Владимировной наконец состоялся. Женщина вернулась домой в Покровское. Шаг вперед и два назад… Осуждаем ли мы ее за это? Безусловно, нет. Это исключительное право человека — делать выбор и жить согласно убеждениям. Переселенцам из зоны АТО и Крыма в Украине приходится нелегко. Они сталкиваются с массой проблем, которые значительно осложняют поиск жилья и работы на новом месте. Еще труднее найти заработок, которой позволит арендовать жилье. Государство не разработало никаких программ по интеграции переселенцев, как и программ по их возвращению.
Но все же, мы работаем с людьми индивидуально. И, согласитесь, очень трудно помочь человеку, который только получает помощь и рассчитывает только на это, не желая что-либо предпринимать. Матери-одиночке с тремя детьми, которая чуть больше месяца побыла в статусе переселенки, помогали все: и сотрудники ДПС Луганской области, и проводница поезда Константиновка-Киев, и знакомые, и Медиа-инициатива. Но и этого женщине показалось мало. А ведь помощь могла быть направлена людям, которым она действительно необходима в данный момент.